Ассоциация менеджеров культуры (АМК) и Агентство развития сельских инициатив (АРСИ) заключили соглашение о партнерстве. Первым проектом, в котором АМК выступит информационным и экспертным партнером, станет Акселерационная программа “Вовлечение сельского населения в развитие туризма”, реализуемая АРСИ. Программа рассчитана на более 100 региональных команд.
Ее итогом к концу 2022 года должны стать не менее 40 новых туристических проектов на сельских территориях, которые получат финансовую поддержку. Участие в программе бесплатное, регистрация для команд открыта до 31 марта на сайте: https://seltour-accelerator.ru
Эксперт и спикер программы – Инна Прилежаева (исполнительный директор АМК) выступит с лекцией «Местное уместно!». Лекция/кейс-стади посвящена опыту сельских музеев по вовлечению местных жителей в туризм.
Вопросы для обсуждения:
- Что важно учитывать в формировании предложения/продукта на малой территории?
- Новая философия путешествий - что сегодня определяет мотивацию к путешествиям и почему музейная составляющая важна?
- От созерцания к вовлечению - новые формы творческого туризма и роль местных жителей в создании привлекательности места.
- «Опыт места» - из чего он складывается для путешественника?
В ходе вебинара участники Акселератора познакомятся с рядом подходов и технологий, апробированных в проектах и успешно применяемых рядом музеев и культурных институций на малых территориях, таких как:
- «местные жители как достопримечательность»;
- музейное волонтерство как технология вовлечения местных жителей;
- «местные проводники» как способ развития туристического предложения локального культурного ландшафта;
- кооперация и партнерство в создании межмузейных маршрутов;
- опыт коллективного создания нового «пейзажа» деревни как места культурного производства.
В рамках лекции также будет представлен опыт ряда проектов и музеев: Учемского музеев, музея Кацкарей (Ярославская область), архитектурно-этнографического музея «Семенково» (Вологодская область), фестиваля музейных путешествий «Музейный ретрит. Ярославское издание» (Ярославская область), проекта «Сделано в Звизжжи!» (Калужская область) и др.
Рекомендации по материалам:
ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ в поисках актуальности
В издании использованы материалы III Международного форума «Культура в действии», который объединяет существующие экспертные знания, управленческие практики и практический опыт реализации проектов в области культуры. Также в сборнике представлен опыт деятельности 9 частных музеев России и Европы, которые стали заметным явлением в профессиональном и культурном ландшафте.
10 вопросов, которые задаю себе, чтобы «распаковать» музейный предмет
Практика интерпретации и конструирования историй при работе с музейным предметом. Автор методического издания - Анна Щербакова — куратор специальных и выставочных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева (Владивосток). Эксперт Ассоциации менеджеров культуры, кандидат филологических наук, литературовед. Социокультурный проектировщик, куратор проектов создания экспозиций и выставок. Старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии (2009–2011).
10 советов по созданию музейного аудиогида
Современные технологии создания мультимедийных гидов — в виде бесплатных платформ — стали доступны каждому музею. Значит, наступило удивительное время, когда самый маленький музей может на равных конкурировать с крупнейшим федеральным музеем, не менее успешно вовлекая посетителя. В этой методичке мы разберем 10 простых тезисов: как, не тратя ни копейки на технологии, полностью раскрыть потенциал музея и использовать свою креативность как действенное конкурентное преимущество.
Экономика партнерства: сотрудничество, несмотря на различия
Какие модели культурных проектов наиболее эффективны для сообществ и территорий? Где находить ресурсы? Могут ли культурные проекты стать предметом инвестирования? На эти вопросы отвечают представленные в издании кейсы проектов, эксперты и участники стажировки.
Фестиваль музейных путешествий «Музейный Ретрит»
«Музейный ретрит». Ярославское издание – культурная инновация, старт-ап 2019 года, который позволил пересобрать культурное предложение региона в логике экономики впечатлений и через фестивальную технологию привлечь новые аудитории в регион. Проект сделал ставку на представительство частных музеев региона (их более 90), формирование кооперации и новых маршрутов между государственным и частным сектором культуры и туризма, формирование новой культурной и развивающей среды для инноваций и партнерства.
Кейс-стади «Центры социокультурного развития территории: модели, практики, технологии работы»
Кейс-стади подготовлен Ассоциацией менеджеров культуры (АМК) в партнерстве с Московской высшей школой социальных и экономических наук (МВШСЭН) по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Кейс-стади основан на анализе британского опыта и посвящен роли культурных институций в развитии локальных территорий и сообществ. В сборнике рассматривается 27 кейсов деятельности культурных организаций северо-востока Великобритании и Шотландии.
Итоговый дайджест «АДАПТАЦИЯ: ПРАКТИКИ О ПРАКТИКАХ» июнь – август 2020 г.
В итоговом дайджесте программы мы обобщили данные опросов аудитории малых городов и сельских территорий программы о влиянии пандемии на территорию и проектную деятельность. А также собрали материалы по итогам всех онлайн событий, посвященных теме работы с культурным ресурсом места на локальных территориях: ключевые тезисы и рекомендации экспертов, ссылки на видеозаписи, примеры из практики, кейсы и полезное чтение.
Материалы проектной лаборатории и серии экспертных онлайн дискуссий «Новые идеи для путешествий или как найти свое место на рынке креативного туризма?»