Эффект приподнятого горизонта

Проектировщики из малых городов и сёл изучили практики территориального развития средствами культуры в Нидерландах.

С 19 по 26 мая в Нидерландах прошла международная стажировка, организованная Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко для победителей конкурса «Культурная мозаика: партнёрская сеть» 2018 года.

 

В ней приняли участие 7 специалистов из Оренбургской, Калининградской, Астраханской, Волгоградской областей, республики Карелии, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.  

 

География стажировки охватила 8 городов: Амстердам, Заандам Делфт, Тилбург, Роттердам, Эйндховен, Маастрихт, Леердам. Здесь участники познакомились с опытом деятельности 30 культурных организаций Нидерландов: музеев, культурных центров, библиотек, международных арт-лабораторий, творческих мастерских и общественных организаций. Они изучили технологии, с помощью которых голландские коллеги создают партнёрские сети, работают с сообществом и развивают территории. Были организованы и встречи с представителями организаций, работающих по программам финансирования российско-голландских культурных инициатив: Европейский культурный фонд (The European Cultural Foundation), Фонд Мондриана (The Mondriaan Fund), Фонд поддержки творческих индустрий (Creative Industries Fund).

 

Для изучения представленного опыта обучающая программа включала практикумы и лекции с ведущими экспертами в области реализации культурных проектов, экономики партнёрских объединений, коммерческого и некоммерческого фандрайзинга, встречи и  интервью с руководителями организаций и проектов, а также полевое исследование и визуальный анализ.

 

Отзывы участников:  

Анна Брусницына (Шурышкарский районный музейный комплекс, ЯНАО, с. Мужи): «”Культурная мозаика” познакомила нас с деятельностью, ориентированной на интересы живущих рядом людей. Это – буквально поле, густо засеянное зёрнами проектов, многие из которых уже взошли. Мы увидели, как люди переосмысливают наследие, находят в нем актуальные отклики, меняют отношение к окружающим, учатся понимать других. Как культура, искусство и наследие меняют жизнь людей и развивают территории».

Валерия Мелованова (Урюпинский художественно – краеведческий музей, Волгоградская обл., г. Урюпинск): «В Нидерландах очень развита идея креативного города. Многие территории стали экономически и социально благополучными благодаря политике развития творческого потенциала местных сообществ. Нам удалось познакомиться с различными эффективными кейсами и технологиями, но самый главный опыт я получила не столько от какого-то конкретного кейса, а от их совокупности. Вне зависимости от масштабов деятельности организации, не пренебрегайте сотрудничеством, развивайте партнёрскую сеть, а вместе с ней и территорию, ведь, как сказал менеджер по туризму «Royal Delft»: «Люди не могут приехать в Нидерланды исключительно ради нас». 

Наталья Вильк (Общество помощи ручному труду «Заонежская изба», Республика Карелия, с. Великая Губа): «В основном изученные практики работают в условиях городского пространства с применением высокотехнологичного оборудования и креативных индустрий. На первый взгляд они казались оторванными от той реальности, в которой работает моя организация. Но при детальном анализе практически в каждом кейсе можно выделить то, что практически применимо для развития сельской территории, построения работы с местным сообществом и для создания новых продуктов».

Елена Меньшакова (Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозёрск», НАО, г. Нарьян-Мар): «Стажировка в Нидерландах стала незабываемым событием в моей профессиональной жизни. Самым ценным стало осознание того, что организациям важно иметь свою идентичность, особенность, с опорой на глубину смыслов места. Зарабатывая деньги, не забывать про миссию, которая всегда должна отвечать чаяниям местного сообщества; решать музейными средствами проблемы, даже самые сложные и неприятные, и вместе с ним, сообществом, идти в будущее. Музеи должны стать междисциплинарными лабораториями по выработке решений; для креативных индустрий нет границ и запретов!»

Инесса Наталич (Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель», Калининградская обл., п. Ильичёво): «Подводя итоги стажировки, скажу, что перестрою виды своей деятельности для работы с местным населением. Голландцы работают не только на иностранных туристов – все объекты культуры ориентированы и на местных жителей».

Виктория Кандыбина (Историко-мемориальный музей Виктора Степановича Черномырдина, Оренбургская обл., с. Чёрный Отрог):  "Голландские музеи сейчас собирают современность также внимательно, как и предметы прошлого. Это позволяет говорить им об актуальном. Миссия Музея Амстердама – представить ДНК города, а Музей в Заансе Сханс отвечает на вопрос «Что есть “голландское”?». Я думаю, это хороший пример. Подобная стратегия может помочь музеям на малых территориях в России привлечь жителей, сплотить местное сообщество и стать площадкой для дискуссий и принятия решений"

Оператор программы стажировки в Нидерландах – Ассоциация менеджеров культуры (www.amcult.ru)

 

Программа «Культурная мозаика малых городов и сёл» проводится с 2014 года. За это время Фонд Тимченко поддержал более 320 инициатив в 65 регионах России – сумма грантового пула превысила 160 млн рублей.