Новый культурный продукт территории – тема дискуссии, которую провела Ассоциация менеджеров культуры в рамках Балтийского культурного форума.
Как меняется запрос современного путешественника к опыту места? Какова роль культуры сегодня в создании конкурентоспособного предложения на рынках путешествий? Что важно учитывать и какие подходы формируют перспективу развития аудиторий культурных институций на рынках туризма? – актуальные вопросы в контексте возрастающего интереса к внутреннему туризму в России, изменений потребительской культуры путешественников и структуры потоков. Новое конкурентное поле создает запрос на новые дестинации и турпродукты.
«Путешествия становятся важной частью жизни, одним из факторов счастья и саморазвития. На первый план выходят аутентичный опыт, местная специфика и впечатления, полученные от взаимодействия с местной культурой и местными жителями», - отметила модератор дискуссии, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. «Креативный туризм мы предлагаем рассматривать как технологию регионального развития, работы с социальным и культурным капиталом места. Этот подход открывает возможности для пересборки культурного предложения территории при дефиците ресурсов и повышения социальной роли туризма. Он требует также новой культуры разработки и продвижения, где в основе - разнообразные партнерства и взаимодействия между путешественником и местными, сектором креативной индустрии, институциями культуры и турбизнесом. И чем больше будет таких точек кооперации и соприкосновения, тем интереснее и богаче культурное предложение и опыт гостя на территории».
В современных условиях возможность функционирования и развития учреждения культуры зависит от умения привлекать новые ресурсы, видеть новые рынки и аудитории.
«Если культурные институции хотят реального диалога, лояльности потребителей, лояльности горожан, жителей, вовлеченности, они, конечно же, должны расширять свои рынки и думать о новых потребностях своих посетителей», – считает Юлия Рыбакова, эксперт создания системы национальных туристических маршрутов, проектов детского и молодёжного туризма «Столица детского туризма», основатель и лидер Сети креативного туризма. «Ключевая роль культуры – снятие страхов через коммуникационные техники, через рассказ, через объяснение, через пояснение, через актуализацию красоты каждого сообщества».
Возникает следующий вопрос: какие условия содействуют развитию среды для создания современного культурного предложения, каким основным характеристикам оно должно соответствовать?
Отвечая на этот вопрос, Елизавета Фокина, генеральный директор ГМЗ «Царицыно», отметила:
«Ценностный ориентир, который мы внедряем в нашу практику, можно коротко определить как «человекоцентричность». У нас увеличилось количество времени, которое мы тратим на индивидуального посетителя, люди хотят получать эмоцию лично для себя, хотят общаться и включаться в совместную деятельность и творчество. Есть такая социальная парадигма: «ничего для нас без нас», которая последнее время распространяется и на музейную практику. Это право и возможность на совместное высказывание, действие, не видимое, а настоящее», - Елизавета Фокина
В какой модели кооперации может создаваться и развиваться современный культурный и туристический продукт территорий, и что для этого необходимо?
Коллаборации, партнерства и готовность развиваться – считает заместитель генерального директора Музея-заповедника «Музей Мирового океана» Денис Миронюк.
«Каждый музей может и должен присутствовать на туристических картах и в информационном пространстве, развиваться, включаться в партнерские и межрегиональные связи. Весной музей-заповедник "Музей Мирового океана" получил статус федерального туроператора и уже в этом сезоне наши посетители и гости города смогут принять участие в пяти экскурсионных маршрутах, которые являются абсолютно авторскими продуктами и не повторяют уже существующие на рынке турпредложения. ММО ежегодно принимает более 1,3 млн посетителей, но особенно ценно то, что около 20% из них – это жители Калининградской области», – Денис Миронюк.
Туризм активно вовлекает творческие (креативные) ресурсы территорий в формирование туристических брендов и турпродуктов.
Ответ кроется в сочетании разного типа опыта в сценарии знакомства путешественника с местом или музеем по мнению директора АНО «Музей городской жизни», создателя музея Altes Haus и проекта «Дом Китобоя» Александра Быченко.
«Отрадно, что на культурном форуме говорят о бизнесе», – отметил предприниматель. «Мультидисциплинарность – важная составляющая музейной деятельности, нужно думать о том, какой образ мы формируем у жителей и гостей нашего города. Мы путешествуем все чаще, и наши путешествия становятся дофаминовыми. Люди едут за впечатлениями и хотят получить новый опыт. Мы стараемся в наших музеях выстраивать коммуникацию с нашими посетителями на основе эмоций, воздействовать на все пять органов чувств. Музей – это место, где прежде всего, сохраняют наследие, но деятельные люди думают в музее не только о прошлом, но и о будущем», - Александр Быченко
Кроссекторальность, междисциплинарность, партнерства и соучастие – облако ключевых слов, ставших хайлайтами дискуссии.
Организатор дискуссии – Ассоциация менеджеров культуры, официальный партнер Балтийского культурного форума.
Балтийский культурный форум – дискуссионная площадка, где эксперты и практики, представители власти и учреждений культуры обсуждают самые актуальные вопросы развития сферы культуры.
Организатор форума – Министерство культуры и туризма Калининградской области.