Буйнакская мемория

Завершилась работа арт-резиденции в рамках проекта «Буйнакская мемория» г.Буйнакск, Республика Дагестан, который реализовывается Ассоциацией менеджеров культуры при грантовой поддержке Российского еврейского конгресса. 

Проект является прямым продолжением проекта «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура», реализованного в 2019 году автором и руководителем проекта Екатериной Гандрабурой при участии Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства.  В 2020 году Ассоциация менеджеров культуры подключилась к развитию этой идеи и содействовала в продолжении  исследования наследия горских евреев на Северном Кавказе.

Проект изначально был ориентирован на рассказ об истории еврейской общины, о судьбах  живших и живущих сегодня в городе Буйнакске людей, о разных временах, включая период расцвета общины и трагедии.  Однако, за время реализации проекта, пожилых представителей общины не стало, а их дети  разъехались и на сегодняшний день в городе осталось буквально несколько женщин, которые представляют еврейскую общину.  Эти  события стали поводом для обсуждения судьбы старой синагоги, которая была первой официальной синагогой в Дагестане и открылась в 1862 году.

 

Участниками арт-резиденции стали: культуролог, искусствовед, музеолог и художник Андрей Боровский и Марина Фоменко. Это был интересный опыт работы с пространством, связанным с историей народа, который покинул эти места, а следы  сохранились. Еврейское кладбище и синагога, синагога и еврейское кладбище – таков был маршрут нашей группы, где вначале было знакомство, осознание того, что встреча с этими местами разительно расходится с ожиданиями, а затем погружение и поиск образов, через которые можно рассказать о судьбе  тканей, чашек и ковров, которые еще тридцать лет назад  трогали чьи то руки. С тех пор синагогу время от времени грабили, пытались поджечь, писали на ее стенах неприятные вещи, но она чудом уцелела, спрятавшись за высоким забором, который предусмотрительно построили прежние хозяева. Почему же так интересна эта синагога, почему мы беспокоимся о ее сохранности и создании музея? Эти вопросы мы задавали себе, друг другу и тем, кто заходил в двери, впервые открывшиеся за последние десятилетия. По соседству выросло два поколения, которые ни разу тут не были, заглядывали с любопытством с соседних крыш, а старшие их пугали, чтобы  не залезали в заброшенное здание. Глядя на потрясенных от увиденного людей, после разговоров с ними мы только укрепились в идее о том, что тут должен появиться музей. Музей, который расскажет о культуре народа прежде тут жившего, о языке, о повседневности и традиции, о том,  что же заставило их покинуть свою синагогу и искать новой жизни. 

 

Работа с архивами  показала , что мы далеко не первые в своих изысканиях и было  несколько поколений исследователей, которые работали тут и это особенно интересно, опираться на их работу и заражаться вдохновением. Например, экспедиция Центра еврейского искусства (Израиль) снимала уходящую натуру в 1994 году. Благодаря их работе,  описанию состояния здания и фотографиям мы многое можем понять об утраченном и периоде, когда началось запустение.

 

По результатам исследований и интерпретаций будет создана выставка, которая откроется 10 октября 2021 года в рамках Международного фестиваля «Кавказ обетованный» в Дербенте, в гостеприимном музее «Музее истории мировых культур и религий».

 

Фотографии  Хейфица Михаила и Хамовича Бориса по итогам экспедиции в Буйнакск 1994 года.