Музейный ретрит: почему важно приходить в маленькие частные музеи и общаться с их владельцами


20 сентября 2019, Агентство социальной информации

 

Название фестиваля выбрано неслучайно: "ретрит" в переводе с английского — "уединение" и "убежище", время и место, позволяющие познакомиться с самим собой.

"В основу фестиваля-ретрита заложена ценность осознанных путешествий, где нет обязательной программы и четко проложенных маршрутов. Фестиваль адресует свою программу самостоятельным путешественникам, которые смогут, воспользовавшись подсказками онлайн-конструктора, написать свой собственный сценарий знакомства с территорией", — анонсирует фестиваль Ассоциация менеджеров культуры (АМК), его организатор.

В АМК считают, что через личные истории частных музеев и их владельцев можно переосмыслить ценность культурного наследия того или иного места.

Фестиваль — часть большого проекта "Управление наследием: независимый сектор", направленного на привлечение внимания общества к частной инициативе в сохранении наследия, рассказывает Юлия Мацкевич , куратор "Музейного ретрита".

А "Музейный ретрит" — это именно о личном: опыте, переживании, впечатлении.

Люди, которые пытаются возродить свою историю

В Ярославской области более 60 частных музеев, этим и руководствовалась АМК при выборе региона для первого ретрита.

После дорожного знака "Веськово", села, что на берегу Плещеева озера, начинается русская "музейная миля". И вместо бабушек, торгующих спелыми, красными яблоками в десятилитровых ведрах, вдоль обочины появляются одинокие художники, вышедшие на пленэр.

Кто? — Конь в пальто

В Переславле-Залесском есть улица, сохранившая историческое название, — Конная.

Семнадцатый дом на этой улице — каменные палаты XVII века, построенные в XXI Глебом Городянкиным . Он и его супруга Ольга Ягова — создатели музея крестьянского дизайна "Конь в пальто".

"Что такое русское крестьянство — это нищета, угнетение, крепостное право или удаль и богатство? Наша цель — побудить посетителей задуматься об этом", — встречает нас Городянкин в музейной "прихожей". По мнению Городянкина, крестьянское искусство может быть актуально в дизайне и интерьерах и сегодня. На стене прихожей висит репродукция иконы "Восхождение Ильи Пророка", полотно натянуто на валы от ткацкого стана вместо рамы.

Существует стереотип, рассказывает Городянкин, что жизнь русского крестьянина была безрадостна. Но он уверен, что во время отсутствия буйства красок зимой наши предки окружали себя всеми цветами радуги. Простой шкаф, прялки, сиденье от праздничных санок, представленные в экспозиции, — резные и раскрашенные. В музее два зала, коллекция из разных предметов быта и нарядов крестьян собрана экономистом-международником, родившимся в Риге, — самим создателем, он объездил всю центральную Россию в экспедициях. По его мнению, если человек после посещения «Коня в пальто» задумается о крестьянском искусстве, его экскурсия прошла успешно.

Лен — русская культура

У крыльца музея "Сохраняя наследие", что при фабрике Локаловых, нас встречает пожилая женщина — ключница Галина Ивановна. Она экскурсовод, раскланивается и нараспев приглашает войти — за порогом время остановилось в XIX веке. Музей посвящен истории мануфактуры Алексея Васильевича Локалова — крепостного крестьянина, которому удалось в деревне на двенадцать дворов отстроить льняную фабрику.

"Нам казалось неправильным, что людям, которые построили этот город, эту фабрику, нет ни одного памятника. Имя Локаловых, благодаря которым здесь появился город, стали забывать. И поэтому четыре года назад в старом разрушенном сарае мы создали этот музей. Тут нет ни одной купленной вещи, все собрано и подарено местными жителями", — рассказывает Ирина Смирнова , директор музея.

В одном из залов музея — недавно открытый синематограф.

"Расскажите там, что в каком-то захолустном Гаврилов-Яме люди не забывают и пытаются возродить свою историю", — видя московских журналистов, просит пожилая смотрительница зала с фотоаппаратами. Фотоаппараты туда несли со всего Гаврилов-Яма, большая часть экспозиции передана местным фотокорреспондентом Акимовым.

Музеи как некоммерческие организации

Частные музеи в регионе живут и в форме НКО. Мышкинский центр ремесел "Мышгород" зарегистрирован как автономная некоммерческая организация еще в 1998 году. При нем создан музей "Живых ремесел", сохраняющий народные промыслы и ремесла и их историю, в музее работают кузнечная и гончарная мастерские.

Недалеко от "Живых ремесел" стоят две пристроенные друг к другу избы: ярко-синяя с пестрыми наличниками и посеревшая от дождя, — это вход в один из музеев некоммерческого частного учреждения культуры "Мышкинский народный музей". Там под открытым небом разбит комплекс крестьянской архитектуры, а в избах — залы историко-этнографического музея. Создатели считают, что вещь должна жить естественной жизнью, поэтому многие экспонаты не защищены ни от ветра, ни от дождя.

В Мышкинском районе примечательно и село Учма, в котором разбито НЧУК "Учемский музей истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни". Там, у берегов Волги, хранят и общие, и личные истории местного населения: предметы быта, личные вещи и голоса.

А на одной из угличских улиц стоит дом, на окнах которого с внутренней стороны висят велосипеды. Это частное учреждение культуры "Музей необычных велосипедов "Самокатъ"; там у Василия Самокатова, который собрал экспозицию музея, можно узнать все, касающееся двухколесного транспорта.

Создателей всех частных музеев, современных и исторических, объединяет одно — стремление сохранить свою культуру и поделиться ей с другими. В основе «Музейного ретрита» диалог, в котором музейщики получат обратную связь от посетителей, а посетители узнают больше о ярославской культуре и о самих себе.

"Чем, по нашему мнению, отличается "ретрит" от обычного отпуска,  — делится Оксана Власова , директор по коммуникациям АМК, пока стоим в пробке по Ярославскому шоссе. — Из отпуска ты приезжаешь отдохнувшим, а из ретрита — немножко другим. Часть этих музеев дает возможность осознать что-то в себе, не всегда в качестве знания, но в качестве эмоции или опыта. Например, в одном из музеев пахнет, как в квартире моей бабушки, и я вспоминаю: и бабушку, и свое детство. Вспоминаются моменты, о которых я уже совсем-совсем забыла".

По словам Власовой, все эти частные музеи и частные истории — это сиюминутная и уходящая история, пласт культуры, который может исчезнуть в любой момент. Чаще всего эти музеи долго не живут: они умирают вместе с их владельцем, потому что работают исключительно в связке: коллекция и человек, который собрал эту коллекцию.

От автора: передать в одном тексте все впечатления и коллекции музеев Ярославской области невозможно. Узнать, как учменские старухи говорят о любви, зовущиеся кацкарями живут вдоль реки Катки, игрушечные мишки привозят свои истории в Ярославль, кузнецы куют обереги в Мышкине и как существует скоротечная жизнь частных музеев, можно, самостоятельно отправившись в ретрит.

Справка

Фестиваль путешествий "Музейный ретрит" организован Ассоциацией менеджеров культуры (АМК) при поддержке Фонда президентских грантов.

Ассоциация менеджеров культуры (АМК) - профессиональная общественная организация, культурная сеть национального масштаба, которая объединяет экспертов, консультантов и менеджеров социокультурных проектов и ставит своей целью формирование и развитие современных стандартов управления культурными процессами.

 

Евгения Федорова

Читать в источнике