Музейный сувенир/Museum Token
Музейный сувенир/Museum Token — междисциплинарный проект Ассоциации менеджеров культуры, направленный на модернизацию экономической и коммуникационной деятельности музеев в современных социально-экономических условиях.
Руководитель проекта — Елизавета Фокина
Куратор проекта — Инна Прилежаева
Проект финансируется ЕС рамках программы Партнерства в области Институционального развития: Поддержка инициатива сотрудничества ЕС-Россия в области культуры.
О проекте
Проект объединил профессионалов из разных областей – музейщиков, экспертов из области социокультурного проектирования, маркетологов, дизайнеров, художников, представителей бизнес-сообщества с целью создания новых форматов профессиональной кооперации и выработки нового языка взаимодействия с музейными аудиториями.
В фокусе проекта — новые маркетинговые технологии, создание системы современных сервисов для посетителей, экономика взаимоотношений с аудиториями, новые коммуникационные программы музеев. Музейный сувенир/магазин – главный инструментарий проекта и форма представления его результатов.
Европейские партнеры проекта: The Ironbridge Gorge Museum Trust (Великобритания), Дизайн-агентсво Lava (Нидерланды).
Российские партнеры проекта: Агентство «Творческие индустрии» (Москва), Историко-архитектурный музей-заповедник «Куликово поле» (Тульская область), Музейно-выставочный центр «Nakhodka» (Находка), Музей коломенской пастилы (Коломна, Московская область), «Центр культурных инициатив» (Республика Карелия).
Ход реализации проекта
Что такое российский сувенир сегодня?
В Иркутске, Москве и Вологде можно приобрести матрешку, футболку с квази-русским принтом или деревянную расческу с английской надписью «Из России с Любовью», и обнаружить удивительное сходство этих предметов.
Загадку фольклорного родства сувениров из разных областей и регионов России объяснить просто: все товары сделаны в Китае по одному шаблону, и успешно выдаются за национальный/ исконный/ доморощенный товар, не имея к нему никакого отношения.
Туристам же выбирать не приходится: сувениры – часть ритуала путешественника, без которого нельзя обойтись.
Когда приходится иметь дело с сувенирами российского производства, потребителя оживает разочарование – невероятно скудный и консервативный ассортимент, зачастую за слишком высокую цену.
Проект рассматривает музейную сферу, как уникальный ресурс,
в запасниках которой находятся нужные образы, бренды, символы и архетипы для производства российского сувенира с местной спецификой
В проекте Музейный сувенир/Museum token сувенирный рынок рассматривается как:
- огромное поле творчества и экспериментов, где возможна реконструкция и развитие местных; ремесел, запуск промышленного производства, а также создание принципиально новых сувениров
- колоссальный PR- и брендинговый ресурс – трансляция мифов и истории местности, продвижение локальной культуры;
- вклад в развитие внутреннего туризма – создание новых мотиваций для путешествий;
- развитие российского промышленного дизайна – привлечение дизайнеров и художников к реализации «сувенирного» проекта;
- расширение ассортимента и возможностей существующих музейных магазинов, а также появление новых музейных лавок, как дополнительной доходной статьи для музеев.
Участники проекта Музейный сувенир/Museum token — региональные музеи, которые выполняют новые для себя функции, выходя на культурный рынок, формируют новые образы территорий, становятся центрами коммуникации, разрабатывают туристические маршруты и т.д. Модельными площадками проекта стали три российских музея, отличающиеся по типу, организационно-правовой модели и степени развития сувенирного направления в музее: Музейно-выставочный центр «Находка» (г. Находка), ФУК военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», НП «Музей Коломенской пастилы».
Проект Музейный сувенир/Museum token представляет собой серию проектно-аналитических семинаров и мастер-классов, которые пройдут на модельных площадках-музеях, в результате проведения которых будет проведен анализ ассортимента в каждом конкретном музее и регионе; разработан новый сувенирный ряд; проведены переговоры с возможными производителями сувениров, запущены пилотные партии сувенирной продукции.
Публичным результатом проекта станет проблемный форум, где будет представлена сувенирная продукция музеев-участников проекта, проведены дискуссионные круглые столы и обсуждения, а также представлены результаты сувенирных наработок по проекту.
Проект Музейный сувенир/Museum token — это самая начальная стадия более крупного процесса по развитию сферы музейного сувенира. Основная его часть должна будет развиваться самостоятельно уже после проведения форума-выставки и запуска производства пилотных партий сувениров. В ходе семинаров и стажировок в музеях Великобритании и Нидерландов менеджеры российских музеев получат навыки управления своими проектами, увидят, как можно организовать процесс производства и реализации сувенирной продукции, как можно построить систему взаимоотношений внутри проекта и наладить партнерство с внешними контрагентами. Музейные магазины и площадки по производству и реализации сувениров в регионах должны будут постоянно пополнять свой ассортимент и адресно работать с потребителями своих товаров и услуг.
В фокусе проекта – новые маркетинговые технологии, создание системы современных сервисов для посетителей, экономика взаимоотношений с аудиториями, новые коммуникационные программы музеев. Музейный сувенир/магазин – главный инструментарий проекта и форма представления его результатов.
Проект объединил профессионалов из разных областей – музейщиков, экспертов из области социокультурного проектирования, маркетологов, дизайнеров, художников, представителей бизнес-сообщества с целью создания новых форматов профессиональной кооперации и выработки нового языка взаимодействия с музейными аудиториями.
Конкурс на участие в стажировке
Ассоциация менеджеров культуры (АМК) в рамках междисциплинарного проекта «Museum token» объявляет конкурс на участие в стажировке в музеях Голландии (апрель 2011 года).
В семинаре приняли участие представители городов Юга России: Ставрополя, Ростова-на-Дону, Волгограда и Волгоградской области, Владикавказа, Назрани, Таганрога, Сочи. Руководил семинаром С.Э. Зуев, научный руководитель факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, декан факультета Государственной службы АНХ при правительстве Российской Федерации.
К участию в конкурсе приглашаются музейные специалисты - участники семинара, прошедшего в Коломне 10-12 декабря 2010 года «Музейный магазин /сувенир: технологии профессиональной кооперации».Анкета на участие в стажировке с подписью директора музея, должна быть направлена в адрес менеджера проекта, Деревянко Алины, souvenir.amcult@gmail.com до 30 января 2011 года включительно. Решение об участии в стажировке будет принято экспертным советом проекта 3 февраля 2011 и объявлено 4 февраля 2011 года в рамках сессии по доработке Концепции модели объединения музеев и реализации пилотного проекта в рамках проекта «Museum token» («Музейный сувенир»). Ассоциация менеджеров культуры берет на себя расходы по оплате проезда, проживания и питания во время стажировки в Голландии.
Программа стажировки будет составлена с учетом специфики музеев-участников.
Регистрация на семинар
АМК открывает регистрацию на участие в проектно-аналитическом семинаре с возможностью последующего участия в недельной стажировке в Голландии (предварительная дата стажировки – апрель 2011).
Ассоциация менеджеров культуры с 1 октября приступила к реализации междисциплинарного проекта «Museum token» («Музейный сувенир»).
Первый проектно-аналитический семинар пройдет в Коломне 10-12 декабря 2010 года.·В рамках семинара будут рассмотрены проблемы формирования нового междисциплинарного подхода в работе с музеями в рыночной ситуации, определение понятия «музейный сувенир» и «музейный магазин», а также технологии взаимодействия всех участников этого процесса (от дизайнера до производителя).·В работе семинара принимают участие ведущие российские и европейские эксперты из области маркетинга, бизнес-планирования, креативной экономики, ·музейного проектирования, дизайна и интерпретации музейных коллекций.
К участию приглашаются директора по развитию и руководители специализированных подразделений музеев Москвы, Московской области и Центрального федерального округа.·Основанием заявки на участие в семинаре является заполненнаяанкета, которая доступна для скачивания здесь.·Анкета должна быть прислана на адрес менеджера проекта Татьяны Сафоновой (souvenir.amcult@gmail.com) до 10 ноября включительно.
Регистрация открыта с 29 октября – 10 ноября 2010 года. Решение об участии в семинаре будет принято экспертным советом проекта 15 ноября. Конкурс на стажировку в Голландию будет объявлен по итогам семинара15 декабря.
Первый проектно-образовательный семинар·«Музейный сувенир (магазин): технологии профессиональной кооперации»состоится 10-12 декабря 2010 года.
В рамках семинара будут рассмотрены проблемы формирования нового междисциплинарного подхода в работе с музеями в рыночной ситуации.
На сегодняшний день в России не сформировано единое понятие «музейного сувенира», нет также и четкого представления о стандартах соответствующей деятельности музейных организаций. Участники семинара попробуют определиться с пониманием терминов «музейный сувенир» и «музейный магазин». В фокусе внимания также окажутся технологии взаимодействия всех участников процесса создания музейного сувенира: от дизайнера - до производителя.
В работе семинара принимают участие ведущие эксперты из области маркетинга, бизнес-планирования, креативной экономики, музейного проектирования, дизайна и интерпретации музейных коллекций.·К участию приглашены директора по развитию и руководители специализированных подразделений музеев Москвы, Московской области и Центрального федерального округа.
Программа проектно-образовательного семинара. АМК берет на себя расходы по оплате проезда, проживания и питания 10-12 декабря 2011 года в Коломне.
Семинар «Музейный сувенир (магазин):
технологии профессиональной кооперации», Коломна
10-12 декабря г. Коломна в рамках проекта Музейный сувенир/Museum token состоялся проектно-образовательный семинар «Музейный сувенир (магазин): технологии профессиональной кооперации». Ассоциация менеджеров культуры (АМК) собрала экспертов в сфере маркетинга, бизнес-планирования, креативной экономики, музейного проектирования, дизайна и интерпретации музейных коллекций для обсуждения нового междисциплинарного подхода в работе с музеями в рыночной ситуации. Участниками семинара стали директора по развитию и руководители специализированных подразделений музеев Москвы, Московской области и Центрального федерального округа.
Руководил семинаром Сергей Эдуардович Зуев, ·декан Факультета Государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, научный руководитель Факультета управления социокультурными проектами Московской Высшей школы социальных и экономических наук. Семинар «Музейный сувенир (магазин): технологии профессиональной кооперации» стал первым этапом проекта, на котором сообщества музейных работников, творческих предпринимателей, оргконсультантов и дизайнеров смогли определить общие интересы, найти точки соприкосновения и задуматься о совместной деятельности.
Участники семинара «Музейный сувенир/магазин: технологии профессиональной кооперации» определились, что проблема музейного сувенира не может быть решена в рамках только одних музеев и требует различных способов профессиональной кооперации. Именно в этом направлении было решено продолжать работу над проектом – поддерживая экспертное взаимодействие в формате интернет – дискуссии и в рамках последующих событий Музейный сувенир/Museum token.
Второй проектно-образовательный семинар Музейный сувенир/Museum token состоится в конце мая 2011 на базе одной из модельных площадок проекта - Государственного музея-заповедника «Куликово поле» (Тульская область).
Еще одним шагом Музейный сувенир/Museum token в 2011 году станет профессиональная стажировка в Голландии, для участия в которой музейные специалисты будут приглашены на конкурсной основе.
Результаты семинара семинара
Меморандум по итогам проектно-образовательного семинара «Музейный сувенир (магазин): технологии профессиональной кооперации» в рамках проекта Музейный сувенир/Museum token 10-12 декабря 2010 г., Коломна
Участники семинара (дизайнеры, музейные работники, АМК) «Музейный сувенир/магазин: технологии профессиональной кооперации» пришли к выводу о том, что проблема музейного сувенира – это проблема, которая не может быть решена в рамках деятельности только одного музея и требует разных способов профессиональной кооперации.
Участники семинара приняли следующее решение:
Объединить ряд музеев России с целью создания программы развития музейного сувенира России, его производства и распространения. Для чего в период с декабря 2010 года по июнь 2011 года будут сделаны следующие организационные действия:
Этап 1. Срок до 18 января 2011 г.
Организаторы проекта Музейный сувенир/Museum token - Ассоциация менеджеров культуры (АМК) составляет итоговый документ по возможным концепциям деятельности этого объединения с целью определения оптимальной технологии кооперации всех участников Объединения. Предложение рассылается по электронной почте всем участникам семинара.
Представители музеев вносят корректировки и предложения по предложенным сценариям.
АМК создает и рассылает анкету-вопросник для всех участников семинара по определению оптимальных условий реализации проекта и ресурсов музея (реальных и потенциальных), с целью запуска и оптимизации первой стадии проекта. Участники Объединения отвечают на анкету письменно.
Этап 2. Срок до 15 февраля 2011 г.
АМК создает закрытый форум для участников проекта с целью дальнейшей оперативной коммуникации.
Этап 3. Срок до 28 февраля 2011 г.
АМК организует встречу-обсуждение с экспертами проекта и участниками семинара всех высказанных предложений, где принимается окончательный вариант программы и организационный план проекта.
При получении одобрения начинается совместная работа, процесс коммуникации и переговоров по реализации пилотных проектов (создание сувенирной линейки нового образца)
Этап 4. Срок до 20 апреля 2011 г.
Стажировка участников проекта в Нидерландах. Для этого будет проведен отбор: после 10 января 2011года участникам семинара будут разосланы анкеты. По итогам ответов на анкеты будет сформирован список из 5 участников, которые отправятся на недельную стажировку в Голландию за счет организаторов проекта Музейный сувенир/Museum token.
Участниками семинара решено считать идеи, высказанные в ходе семинара, интеллектуальной собственностью всех присутствовавших. Использование идей и технологий, разработанных в рамках семинара, должно быть согласовано со всеми.
Проектная сессия по проекту Музейный сувенир/Museum Token
4 февраля 2011 года в Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино состоялась сессия по доработке концепции в рамках реализации проекта Музейный сувенир/Museum token.
В обсуждении приняли участие представители АМК, музейные работники, дизайнеры и эксперты проекта. Участники сессии определись с основными концептуальными и содержательными линиями запуска пилотного сувенирного проекта. Состоялась также презентация конкретных дизайнерских продуктов, которые могли бы стать основой пилотного проекта: были представлены линейка сувениров в стиле «Русский ампир» и «Русский космос». В рамках сессионной работы были приняты решения по этапам и срокам реализации проекта, зонам ответственности музеев-участников пилота, документально-правовому оформлению этапов проекта.
Объявлены участники голландской стажировки
4 февраля 2011 г. были объявлены итоги конкурса на участие в стажировке в музеях Голландии в рамках проекта Музейный сувенир/Museum token. Конкурс проводился среди музеев-участников семинара "Музейный сувенир/магазин: технологии профессиональной кооперации" (Коломна).
По решению Экспертного совета проекта АМК Музейный сувенир/Museum token стажировку приглашаются представители музеев:
- ГУК МО Государственный Дом-музей П.И.Чайковского;
- Егорьевский историко-художественный музей;
- ГУК МО Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим;
- ФГУК Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник;
- Федеральное государственное учреждение культуры Политехнический музей.
В стажировке также примут участие партнеры проекта Museum Token/Музейный сувенир:
- НП Музей коломенской пастилы;
- Государственный музей-заповедник Куликово поле;
- Музейно- выставочный центр Находка.
Стажировка в музеях Голландии пройдет в апреле 2011 года, а ее программа будет разработана с учетом специфики музеев-участников. Ассоциация менеджеров культуры берет на себя расходы по оплате проезда, проживания и питания во время стажировки в Голландии.
«Музейный сувенир» на выставке «Дизайн и реклама»
4 — 7 апреля, Центральный Дом Художника. Ассоциация менеджеров культуры (АМК) приглашает посетить выставку «Дизайн и реклама - 2011», в рамках которой будет представлен стенд проекта Музейный сувенир/Museum token. Выставочное пространство Музейный сувенир/Museum token будет посвящено презентации дизайнерского конкурса по созданию новой линейки сувениров, объединенных конкретными историческими темами.
7 апреля в 11:30 состоится лекция известного голландского дизайнера Ханса Вольберса (Hans Wolbers) под названием «Дизайн в современном музее: от создания образа до коммуникационной программы» в рамках проекта Музейный сувенир/Museum token. Ханс Вольберс — креативный директор и основатель агентства Lava (Амстердам). В 2010 году Агентство Lava было признано лучшим дизайн-агентством Европы по версии European Design Awards. Ханс Вольберс читает лекции и проводит семинары в Европе, Тайване, Китае, Индонезии, Иране.
Лекция состоится в рамках событийной программы выставки «Дизайн и реклама - 2011».
«Сувенир из Нидерландов» — статья в журнале «Мир музея»
о голландской стажировке
С 16 по 23 апреля 2011 года прошла профессиональная стажировка в Голландии для участников проекта Museum token / Музейный сувенир, инициированного Ассоциацией менеджеров культуры, а также для победителей конкурса — участников семинара «Музейный магазин/сувенир: технологии профессиональной кооперации». Это была первая стажировка в рамках проекта, посвященная основным аспектам музейной работы: маркетинговым программам музеев, организации музейных магазинов.
В августовском номере журнала "Мир музея" вышел официальный отчет о голландской стажировке. Материал находится на официальном сайте журнала.
Отчет участников голландской стажировки
С 16 по 23 апреля 2011 года прошла профессиональная стажировка в Голландии для участников проекта Museum token / Музейный сувенир, инициированного Ассоциацией менеджеров культуры, а также для победителей конкурса — участников семинара "Музейный магазин/сувенир: технологии профессиональной кооперации". Это была первая стажировка в рамках проекта, посвященная основным аспектам музейной работы: маркетинговым программам музеев, организации музейных магазинов.
По завершении стажировки Ассоциация менеджеров культуры составила отчет, основанный на профессиональных и личных впечатлениях о проекте Museum token / Музейный сувенир, стажировке, посещенных музеях и о спикерах стажировки ...
Чем поездка была Вам полезна?
Крайне интересен опыт развития маркетинговой деятельности музея, организации сувенирных магазинов. Рассмотрение деятельности музея с точки зрения рыночных взаимоотношений, учета потребностей целевой аудитории (Amsterdam Museum, Zaansmuseum). Интерактивные детские образовательные зоны, специальные программы на разные возрастные группы и интересы. В первую очередь, полученный опыт будет применен для создания сувенирного магазина музея, в дальнейшем – развитие детского образовательного центра и создание временных экспозиций на период реконструкции музея.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Проект «Музейный сувенир» - проект своевременный и перспективный. Смелость и дерзость этого проекта очевидна. Музейные магазины в России находятся на примитивном уровне и, как правило, недооценивают значимость музейного сувенира в продвижении, как коллекций музея, так и музейной культуры.
Музей Находки находится на этапе разработки новой концепции своего развития на ближайшие 5 лет. Стажировка помогла определить основные векторы этой стратегии. Это связано как с новыми экспозициями, так и с развитием новых сервисов: музейный магазин и музейное кафе.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Можно сколько угодно говорить об опыте других, изучать этот опыт, но важно увидеть своими глазами. Тогда приходит понимание, что, действительно, можно было бы использовать, а что - скорее нет. Не ждала, что узнаю что-то необыкновенное и неведомое, что сразу же можно перенести и внедрить в нашем музее. Всё-таки есть определённые законы развития музейного дела и в России, и в Европе. Тенденции развития схожие.
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского
Об эффективности проекта можно будет говорить, когда будет какой-то результат, но
стажировка, несомненно, полезна. Она расширила представление о формах и методах торговли музейным сувениром, обозначила понятие о самом сувенире, о безграничности его форм.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Действительность превзошла ожидания, поразила количеством увиденных музеев и их концепций, качеством встреч с голландскими музейными специалистами и дизайнерами, имиджевой политикой в музейном маркетинге. Полученные за неделю информация и впечатления по концентрации превысили годовой объем.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
Чем была полезна стажировка с профессиональной точки зрения (пожалуйста, постарайтесь дать конкретные примеры) и как Вы будете использовать полученный опыт в дальнейшей работе?
Для меня, как для специалиста по маркетингу, до этого не работавшего в музеях, эта стажировка очень важна. Это «погружение в среду» помогает осмысливать специфику отрасли, внедрять передовые инструменты маркетинга в работу нашего музея.
«Ссылка на авторитет» голландских музеев, коллег, на реализованные проекты помогает внедрению нового в нашем музее. Без этой программы изменения происходили бы гораздо медленней.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Работая ранее в туризме, видела много музеев в России, но голландские действительно другие, в чём-то более продвинутые. Зная музейную работу изнутри уже 11 лет, могу сказать, что и у наших музеев есть замечательный опыт, есть много наработок. В течение этих лет музеи как бы возрождались на новом уровне, особенно те, которые чутко улавливали тенденции развития общества, спроса, и готовы были выступить со своими предложениями, новыми программами и проектами, и в области сувенирной продукции тоже. В сувенирном киоске нашего музея 10 лет назад – обычный набор печатной продукции и несколько дисков. Сейчас это достойный мини-магазин с интересной продукцией.
Безусловно, в профессиональном плане, участие в этом проекте очень многое дало. Занимаясь маркетингом, рекламой, продвижением музейного продукта на рынке и сувенирным киоском в том числе, участвуя в работе различных выставок (музейных и туристских) имею представление о развитии музейного дела за последние десять лет. И то, что практически делалось нашим музеем в области сувенирной продукции, нашло подтверждение и даже теоретическое обоснование в ходе стажировки.
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского
Стажировка позволила лучше ориентироваться в современных экспозиционных решениях, вариантах интерпретаций. Данные знания полезны с точки зрения решения содержательных задач, стоящих перед музеем. Профессиональные изменения будут связаны в первую очередь с развитием маркетинговой функции в музее. Программа стажировки значительно повлияла на понимание необходимости в развитии данной деятельности и позволила сформировать основные подходы к решению поставленной задачи.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Продвижение музея за счет создания имиджевых сувениров на основе брендов коллекций на туристическом рынке, повышения квалификационного статуса музея и сотрудников и зарплаты за счет роста платных услуг.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
В качестве зам. директора музея по развитию мне предстоит организовать работу по ребрендингу музея, по разработке стратегии на ближайшие пять лет. Также предстоит заниматься организацией музейного магазина. Я уверена, что без этой программы, не произошло бы качественных изменений в моих профессиональных компетенциях.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Межкультурный компонент
Первоначально это была страна тюльпанов, сыра, молочных коров, свободных нравов. Теперь она кажется страной дизайнеров и стиля.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
Оценка музеев
Tropen museum
Интересна детская образовательная зона, в этой части больше применяется мультимедийных технологий, что совершенно оправданно с точки зрения восприятия целевой аудиторией. Поразили сложные способы проекций, продуманность решений для создания необходимого впечатления.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Интересный опыт как работать с полиэтническим сообществом, в каких формах показывать культуру разных стран, разных национальностей. Площади музея спланированы очень удобно, многофункционально, комфортно. Этот опыт пригодится при оформлении зала национальных культур или зала, который рассказывает о культуре городов-побратимов Находки из Китая, Кореи, Японии.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Очень понравилась программа погружения в китайскую культуру (интерактивный фильм, написание иероглифов ,изготовление зонтиков, чайная церемония, точечный массаж и караоке на китайском языке.) Очень хотелось бы сделать подобное в своем музее. Летом у нас бывают солдатские биваки, но сделать их круглогодичными с изучением военного снаряжения. приемами ведения боя, примеркой исторических костюмов, солдатской кашей и т.д. было бы здорово, Сейчас для этой программы нет помещения, но в восстановленном императорском дворце, возможно, найдется место. У нас в России, к сожалению, музеи больше созерцательные.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Самое большое впечатление – это детский центр! На мой взгляд, лучший из тех, которые мы видели! Не просто комната или зал, а большое пространство из нескольких помещений. Видеозал, «учебный» ресторан с оживающими тарелками, учебные мастерские, учебная фабрика и, конечно, техническая оснащённость, которой остаётся только позавидовать.
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского
В Морском музее большое впечатление произвел первый зал – представляющий макет города и морского порта, залом с интерактивными терминалами и сложной проекцией на три стены.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Выводы:
- показ индустриальной портовой истории города может быть таким величественным и вместе с тем простым и информационным.
- обязательно нужно иметь в музее площади для временных экспозиционных проектов (по 6 месяцев)
- самые неожиданные поверхности, такие как фанера, могут стать экраном для проекций видео
- пол тоже хорошая экспозиционная площадь и это нужно использовать
- для маленьких посетителей музея придумать озорного персонажа, образ которого будет с ними в детском морском музее, а потом на музейных сувенирах, раскрасках, книжках.
- в морском музее должен быть маленький бассейн или просто таз, чтобы пускать кораблики
- не упустить время сейчас, пока порты не все распилили на металлолом, и собрать старые станки, детали морского оборудования. Придет время и это пригодится.
- больше интерактива и аудиовизуализации, меньше скучных текстов.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/Музейно-выставочный центр Находка
Впечатлила инсталляция «порт». Понравилось зонирование экспозиции – подходит и для групп и для индивидуальных посетителей. Сувенирный ряд магазина связан с темой вообще, но не с конкретным музеем.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Наиболее применимо для Политехнического музея создание гардероба, подвесная система, удерживающая верхнюю одежду на противовесах – оригинальный аттракцион и одновременно, вступительная часть экскурсии.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Множество оригинально оформленных зон – гардероб, инсталляции современного искусства, открытое хранение, «кинозал под потолком».
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Пока в нашем обществе только формируется поколение коллекционеров – меценатов, но уже примеры передачи коллекций музеям есть. В моем городе дизайнерская культура в музее практически не присутствует, но почва уже готова, значит, современному искусству быть и в Находке.
Выводы:
- стремиться фондовые помещения делать объектом показа для посетителей
- не бояться экспериментировать с современным искусством в исторических экспозициях
- зоны комфорта в музеях делать в виде дизайнерских проектов. Например, можно отдохнуть в плетеном кресле и в это время на потолке посмотреть медиа-фильм. Или вскарабкаться на сетку, как на гамак и с помощью пульта выбрать фильм для просмотра.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Очень оригинальный музей! Гениальная идея с вешалками! Пальто и сумки можно подвешивать на запирающихся тросах под потолком музейного вестибюля, создавая собственные художественные инсталляции. Можно не держать в штате гардеробщиков. Чтобы устроить такое у себя, нужно большое пространство и очень высокие потолки. Но в этом музее придуман еще один очень простой и остроумный вариант: запирающийся сетчатый передвижной контейнер, куда может повесить одежду и сумки группа школьников, а ключ от него – забрать учительница. Убиваются два зайца: не ломаются и не теряются гардеробные номерки, и ученик не сможет сбежать из музея до конца экскурсии или занятия!
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
Natuurhistorisch Museum Rotterdam
Сюжетный рассказ, конечно, интересней классической лекции, но готовы ли к этому наши музеи? Да и у нас свои традиции, мы идем от исторических фактов, выстроенных в хронологическом порядке, а не от сюжетов, хотя цель у всех музеев общая цель - донести исторические события до большего количества людей, не только посещающих музей.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
В продаже аутентичные вещи, привезенные из тех стран, о культуре которых рассказывают экспозиции музея. Есть бюджетные товары, но много дорогих, очень качественных вещей. Магазин уже «вышел за рамки» музея, в него приезжают специально, чтобы купить понравившиеся вещи, даже не заходя в экспозиции.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Вызвало интерес оригинальное оформление внутреннего двора музея, в котором разместилось музейное кафе. Вполне применимый опыт для Политехнического музея.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Впечатлила часть презентации директора по маркетингу музея, рассказывающая о работе в социальных сетях – охвачено 91 сообщество!
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Не ожидала, что увижу то, что мы задумали в «Музее на роликах»: велосипед, педали которого запускают видео на стене, и мы едем по улицам старого Амстердама, а также в машине-погрузчике руль и переключатель скоростей запускают три ролика на лобовом стекле о промышленной жизни города.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Очень понравился способ подачи видеоинформации об истории Амстердама: посетитель усаживается в ретро автомобиль и на лобовое стекло (стекло переменной прозрачности) проецируются городские виды, создается полная иллюзия автомобильной поездки по улицам Амстердама. Блестящая идея для модернизации отдела краеведения.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
И особая зависть – комната для занятий с детьми, сделанная в виде кухни, где можно даже приготовить мацу.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
В магазине наряду с фабричной продукцией (печеньем, шоколадом) вероятно репликами из коллекций (бокалами, упаковочными коробками, декоративными тарелками) есть и сопутствующие товары : бижутерия, таймеры, но они не выглядят чужеродно, скорее создают настроение.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Замечательный музей, правильно сделан, много интересных придумок: работницы фабрики, рассказывающие с экрана о своей работе, запахи, компьютерный конвейер, печенье, которое можно попробовать. Чувствуется, что изначально в проекте создания музея было учтено всё, вплоть до кафе и магазина.
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского
Часть музея под открытым небом – 130 домиков, улочки, площади, ландшафт – рыбацкий поселок. Здесь магазины органично встроены в «экспозицию» - они обустроены прямо в домиках, создается ощущение аутентичных лавок (особенно – сырная, аптека, почта и т.п.). Очень много сувениров, связанных с тематикой музея. Покупать приятно и интересно.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Сувенирная продукция самая разнообразная, много ремесленных изделий, авторских работ. Многие вещи встретились впервые и характерны были только для этого магазина. А еще в лавках можно было купить сыр, булочки, копченую селедку. Вкус этого музея я помню до сих пор.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Не знаю, как еще используется этот музей. У нас бы там проводили фольклорные праздники и фестивали, экспозиция к этому располагает.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Один из самых интересных музеев, которые удалось посетить во время стажировки. Максимальное погружение в историю через личное участие дает мощный эмоциональный эффект.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Это музей основан не на предметах, а на эмоциях, историях и ощущениях. Есть очень сильные экспозиционные приемы, которые дают почувствовать себя беженцем. Поразили моменты, которые приводили в смятение: зеркало, где нет твоего отражения, допрос, коридор с дверями. Можно ли это воплотить в моем музее – пока затрудняюсь ответить.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Превосходный классический музей!
Мерчендайзинг в магазине – пример для многих. Сразу чувствуется четкая стратегия. Магазин расположен не очень удачно, но за счет грамотного оформления не зайти туда невозможно (работа с «иконой» музея). Товары очень грамотно расположены. Небольшая, но очень эффективно использованная площадь.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Самое большое впечатление произвела текстильная лаборатория музея и сувенирный магазин. По-сути, музей – это экспериментальная, творческая площадка для дизайнеров, вся текущая деятельность музея основана на проектах лаборатории.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Музей замечательный. Конечно, прежде всего, за счет своей Текстильной лаборатории. Настолько эффективно связать прошлое с будущим удается только единицам.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Музейный магазин имеет свою индивидуальность, стиль и разработанный дизайнерами ассортимент. Это результат хорошего партнерства музея, дизайнеров и собственного производства.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Потрясли колоссальные размеры музея, при том, что его целевой аудитории являются специалисты – дизайнеры по тканям (75 тыс. посетителей в год). При этом музей не только сохраняет индустриальное наследие, но является экспериментальной лабораторией, предоставляя студентам и художникам площадку для творчества с новейшим оборудованием и самыми современными технологиями.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
Думаю, что у нас в стране подобный опыт объединения производственного цикла с музеем тоже имеется, и студенты текстильных вузов также проходят практику и создают дизайнерские вещи.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Важным обстоятельством является тот факт, что выставка занимает площадь всего 800 кв.м., но тем не менее под сувенирный магазин отдано около 100.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей
Главный музей Голландии, находящийся на реконструкции, изыскал возможность принимать посетителей и демонстрировать самые главные шедевры из своей коллекции. Это уже впечатляет.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Хороший прием с пластиковым перстнем, который посетитель получает вместо билета.
Интерактивные игры предлагаются посетителю после идентификации перстня на всевозможных установках в соответствии с возрастом.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей
Сувенирный ряд очень крепко связан с экспозицией, с тематикой, с выставками. Под каждую новую готовится специальная серия сувениров.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
Была свидетелем того, как с картин Пикассо сошли силуэты и в танце передавали экспрессию, идеи художника. Выступление танцоров привлекло посетителей.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
Встречи и спикеры
Презентация Бьерна была крайне полезна. Масса полезных сюжетов, но главное – это изменение организации деятельности музея, на основе изучения и учета потребностей целевых аудиторий. Это одна из самых сложных задач для наших музеев, требующая с одной стороны, новых компетенций, с другой – подготовки существующего персонала к изменениям.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей (О встрече с Бьерном Стенверсом, руководителем отдела маркетинга, Музей истории Амстердама)
Мне, как маркетологу, презентация была очень близка и понятна. Для меня важно понимать, как коллеги адаптируют классические инструменты маркетинга к музейной сфере.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим (О встрече с Бьерном Стенверсом, руководителем отдела маркетинга, Музей истории Амстердама).
Рассказ был крайне интересен, идея объединения прошлого, настоящего и будущего поразила. Каролин Бут показала и рассказала все о самом важном в музее, ответила на дополнительные вопросы. В результате у меня родилась дерзкая мысль попробовать воплотить подобный проект (только в сфере керамики) в музее «Новый Иерусалим» (в новом музейном комплексе). Это кажется невероятным, в первую очередь из-за масштаба проекта и ограниченности ресурсов (людских и денежных). Но я неисправимая оптимистка.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим (О встрече с Каролин Бут, куратором отдела Искусства и Дизайна Музея текстиля).
Великолепная, практическая сессия, которая позволила мне сформировать базовую конструкцию для создания будущего сувенирного магазина. Благодаря мастер-классу в нашем музее принято решение о перестройке входной зоны музея, организации простойной «welcome» зоны и размещения в ней сувенирного магазина. Мастер класс позволил сформировать основные принципы формирования ассортимента сувенирного магазина, в настоящее время мы приступаем к данной работе.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей (О встрече с Ирмой Лихтенвагнер, предпринимателем)
Наряду с теоретическими выкладками было интересно узнать, о том, что каждый пятый посетитель должен стать покупателем, что в среднем покупатель тратит на сувениры 2 евро, что минимальный оборот должен быть в 2 раза больше количества посетителей.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (О встрече с Ирмой Лихтенвагнер, предпринимателем)
Важен ответ на вопрос: Чем магазин должен быть для музея (имидж или деньги?). Имидж – это главное. О своем посетителе, открывая магазин, нужно знать все: возраст, соц. Положение, образование, местные или приезжие, постоянные клиенты или впервые.
Нургалиева Марина Борисовна/ заместитель директора по развитию/ Музейно-выставочный центр Находка
(О встрече с Ирмой Лихтенвагнер, предпринимателем)
Оригинальное решение по созданию фирменной цветовой гаммы, ценен практический опыт создания сувенирных «линеек», что мы смогли наблюдать сразу же в сувенирном магазине.
Гудалин Вячеслав Юрьевич / директор по управлению проектной деятельностью/ Политехнический музей (О встрече с Филин Хофман, начальником коммерческого отдела Rijksmuseum)
Чувствуется, что она большой профессионал в коммерческих вопросах. Интересен опыт сотрудничества с Универмагом Хема, почему бы нам не попробовать хотя бы с Пятерочкой.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (О встрече с Филин Хофман, начальником коммерческого отдела Rijksmuseum)
Понятен их коммерческий интерес к сувенирному рынку России, но будут ли точки соприкосновения и понимания? Получила письмо от Виктора Ле Нобле, о том,, что у него уже есть идеи по поводу нашего музея. На днях вышлю ему каталог выставки «Здесь на полях Бородина…» … За ужином мы говорили, о том, что у нас есть точки соприкосновения. Это первая стажировка Петра Первого в Голландии, Отечественная война 1812 года (на западе это называется неудачный поход Наполеона в Россию), и в составе армии Наполеона было две тысячи голландцев. Это русская гжель - прототип голландских изразцов. Это знаменитое Можайское молоко (бренд 80 –х, начала 90-х годов), изготовленное по голландской технологии.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (Ужин с представителями агентства Primsela и голландскими дизайнерами)
Магазин можно назвать иконой музея. С завистью видишь результаты труда великолепного дизайнера. Якоба де Бина. Поражает все: пространственное решение, зоны для различных типов сувенирной продукции, красивая упаковка, предметы «для настроения», изобилие сувениров для любого возраста и кошелька.
Турашева Людмила Михайловна/главный специалист отдела общественных связей/ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (О презентации магазина /Якоб де Бин, дизайнер, арт-диркетор магазина музея Ван Гога)
Замечательная презентация продукции для музейного кафе, ресторана. Нам предстоит организация кафе, и, конечно, его оформление, дизайн посуды, мебели должны соответствовать уровню музея, должны отражать специфику музея. По поводу кафе и его использования в музейных программах у нас много идей. Возможно, они осуществятся не без помощи голландских дизайнеров.
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского (О встрече с Эд Аннинк, директором агентства Ontwerpwerk)
Очень интересно рассказано о реставрации самого главного музея Нидерландов, о будущих новых выставочных площадях, и их использовании, о коллекциях. Понятно, что планы все реализуются, хотелось бы увидеть как!
Тюрчева Татьяна Ивановна /заведующая отделом развития и связям с общественностью/ Государственный Дом-музей П.И.Чайковского(О встрече с Тимом Зидийком, начальником отдела экспозиции Rijksmuseum)
Презентация интересная, показателен подход к реконструкции и построению новых экспозиций. Кое-что из этого я передам на вооружение нашим специалистам, это вполне реально воплотить в новом музейном комплексе.
Усманова Надежда Николаевна/заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов/ Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим (О встрече с Тимом Зидийком, начальником отдела экспозиции Rijksmuseum)
Это самая захватывающая встреча, множество оригинальных замыслов. Привлечение внимания к витрине с национальной одеждой в музее Зеландии. Над витриной на стене показывали фильм, где местная молодежь демонстрировала микс из национальной и современной одежды, причем «ради прикола» женские и мужские детали костюма одевали без учета их принадлежности. В результате участники проекта привели друзей, родных, и самая непосещаемая экспозиция стала популярной. Фильм о национальной одежде, в котором танцоры в изысканном эротическом танце очень красиво раздевались, показывая многочисленные детали сложных национальных костюмов. Но, пожалуй, такую практику трудно представить в наших музеях.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей (О встрече с Валентайном Биванком, директором Музея национальной истории Нидерландов)
Исчерпывающий рассказ о работе с брендами коллекций, разложение живописных картин на цветовые штрих-коды для сувенирной продукции музея, разделение произведений художников Рембрандта и Вермеера по характеру для использования на мужских и женских линейках сувениров.
Артемова Наталия Николаевна/ директор/ Егорьевский историко-художественный музей. Черняева Татьяна Николаевна/ заведующая отделом развития и маркетинга/ Егорьевский историко-художественный музей (О встрече с Фокелин Ренкенс, директором Zaansmuseum)
Семинар «Музейный сувенир: модели, технологии и маркетинг», Куликово поле
25-26 июня 2011 г. Ассоциация менеджеров культуры (АМК) проводит образовательный семинар «Музейный сувенир: модели, технологии и маркетинг» в рамках проекта Музейный сувенир/Museum Token.
Название второго семинара отражает очередной этап развития содержания проекта. На первом семинаре в г. Коломна прозвучала тема «Музейный сувенир (магазин): технологии профессиональной кооперации». В фокусе внимания оказались технологии взаимодействия всех участников процесса создания музейного сувенира. В результате работы сложилась организационная модель объединения музеев с целью создания программы развития музейного сувенира России, его производства и распространения.
Работа семинара будет строиться на двух тематических блоках:
- коммуникационные программы в музейной практике;
- прагматика существования музея на современных рынках с точки зрения маркетинга и экономики.
Российские и европейские эксперты обсудят коммуникационные стратегии музеев, c точки зрения сувенирной продукции и музейного магазина (российский и европейский опыт), а также правовые и экономические модели создания музейных магазинов.
Отдельно стоит отметить участие европейского эксперта - историка культуры Валентайна Биванк (Valentijn Byvanck) из Нидерландов. Валентайн Биванк – автор книги «Вот это поток: Музей как пространство идей», с 2002 года директор Zeeuws Museum в Мидделбурге. В 2009 году музей получил престижную награду European Museum Prize. В настоящий момент Валентайн руководит Национальным музеем истории Нидерландов. В рамках лекции он представит свой опыт работы с музеем и артефактами истории с точки зрения креативной коммуникации и новых коммуникационных технологий.
Ведущая семинара — Елена Зеленцова, директор Агентства «Творческие индустрии».
Среди экспертов и партнеров проекта: Георгий Никич-Крилический (Международная ассоциация искусствоведов АИС), Вячеслав Глазычев (член Общественной палаты Российской Федерации), Елена Мельвиль(Агентство творческие индустрии), Юлия Рыбакова (Консалтинговая компания ТурЭкспертСервис Северо-Запад), Алена Сологуб (Фонд развития творческих индустрий и культурного туризма), Елизавета Фокина(АМК), Инна Прилежаева (АМК), Александр Шабуров (художник), Татьяна Ешина (Природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское"), Марина Нургалиева( Выставочный центр Находка), Татьяна Гафар (Автономное учреждение культуры Волгоградской области "Агентство культурный инициатив"), а также представитель Европейской Комиссии — Наталья Забрадоцкая .
Среди участников семинара:
Представители российских музеев: Государственный исторический музей, Государственное учреждение культуры «Музей-панорама «Бородинская битва», ГУК МО «Государственный Дом-музей П.И.Чайковского», ГУК МО «Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», ГУК ЯО "Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник", Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Ярославский художественный музей, Государственный музей-заповедник «Куликово поле», Тульский некрополь, Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник», Музей-заповедник Царицыно, ФГУК "Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское" (Пушкинский заповедник), Приволжский филиал Государственного центра современного искусства(Нижний Новгород), Егорьевский историко-художественны музей, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а также представители Международного совета музеев( ИКОМ России), а также дизайнеры и представители СМИ.
Встреча с европейским экспертом Валентайном Биванком (Valentijn Byvanck)
27 июня, ПирОги на Сретенке. Ассоциация менеджеров культуры (АМК) представляет профессиональную встречу с европейским экспертом в области культуры и коммуникаций Валентайном Биванком (Valentijn Byvanck), Нидерланды.
Кое-что о современном музее: кафетерий, модное дефиле, шедевры и соблазны
Валентайн Биванк расскажет о необычной стороне свой работы в Национальном Музее Истории Нидерландов, Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме, а также в Zeeuws Museum в Мидделбурге ( в 2009 году музей был удостоен престижной премии Совета Европы за неожиданный подход к работе с коллецией и профессиональный дизайн).
В рамках лекции будут затронуты актуальные вопросы:
- Современный музей в индустрии переживаний: как сделать провокацию культурной?
- Музей - экспонаты или идеи?
- Музей и ночной клуб: найди 10 отличий!
- Почему мы посещаем тот или иной музей, магазин или ночной клуб?
- Что такое шедевр? Как создать собственный шедевр?
- Как вовлечь посетителей в жизнь и работу музея?
- Как вдохнуть новую жизнь в музейную коллекцию?
Также Вы получите ответы на самые смелые и неожиданные вопросы!
Валентайн Биванк / Valentijn Byvanck (1964), Нидерланды
Директор Национального Музея Истории Нидерландов. Изучал историю культуры в Утрехте и Нью-Йорке, занимался исследованиями в Смитсоновском институте и музее Метрополитен. С 1999 по 2002 работал в Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме. В 2002 году был назначен директором Zeeuws Museum в Мидделбурге. Он инициировал пятилетнюю программу обновления музея. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Zeeuws Museum был удостоен престижной музейной премии Совета Европы. Валентайн Биванк выступил организатором культурных дебатов по вопросам культуры, общества и искусства и был куратором нескольких заметных выставок, таких как Nationale Automatiek (выставка музейных экспонатов внутри автоматов для продажи бутербродов) и 100m2NL (вся история Нидерландов на 100 квадратных метрах).
Он также создал и представил большое количество телевизионных передач на тему музейных коллекций и современного искусства для региональных и национальных телекомпаний. Валентайн Биванк – автор нескольких публикаций: Конвенция современного искусства (Conventies in dehedendaagse kunst / Conventions in Present-day Art), Чудеса (Wonders), Образ Зеландии (Zeeuws Imago), Скейтеры на лестнице (Skaters on the steps) и Зарисовки для Национального музея истории (Sketches for a National History Museum)
В 2002 году Валентайн был назначен директором Zeeuws Museum в Мидделбурге. Он инициировал пятилетнюю программу обновления музея. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Zeeuws Museum был удостоен престижной музейной премии Совета Европы. Пример такого неожиданного подхода — проект СТРИПШОУ 1850.
СТРИПШОУ 1850, экспериментальный, реж. Пауль и Менно де Ноойер, 11 мин., 2004
STRIPSHOW 1850, dir. Paul & Menno de Nooijer
Прекрасный традиционный костюм нидерландской провинции Зеланд снимается с девичьего тела, деталь за деталью. Восхищенный взгляд любуется волнительной медлительностью освобождения от одежды. Короткая костюмная драма был сделана для музея Zeeus в Мидлбурге, и стала новым словом в пыльном жанре "музейного кино". Отрывок фильма можно посмотреть здесь
Отзыв о встрече с Валентайном Биванком (Valentijn Byvanck)
27 июня 2011 года Ассоциация менеджеров культуры представила профессиональную встречу с европейским экспертом в области культуры и коммуникаций Валентайном Биванком (Valentijn Byvanck).
Мы благодарим всех, кто пришел в ПирО.Г.И. на Сретенке, чтобы принять участие в интересном разговоре о музейных провокациях и экспериментах, и рады, что появляются первые отзывы. Один из них разместила автор ЖЖ eva-paradize.
Стриптиз как показатель души нараспашку
Я регулярно посещаю краеведческий музей в родном городе - раз в 20 лет точно. Вот последний раз состоялся месяц назад. Все чучелки, жучки и бабочки - на своих местах, кажется, даже подмигивают из пыльных углов. О том, как сделать региональный краеведческий не просто культовым, но и модным местом рассказал вчера удивительный Валентайн Биванк из Нидерландов. Сейчас он возглавляет Национальный музей истории Нидерландов. Валентайну в своем выступлении удалось так тесно связать две темы, которыми я интересуюсь, - моду и национальное самосознание, - что я просидела два с лишним часа разинув рот. Он рассказал о том, как начать работать с музеем с самого начала:
- сделать название музея брендом;
- разбить стереотипы: "ничего нельзя трогать руками", "экскурсия — это утомительно и долго", "музей должен быть платным", "музейщик знает про все объекты экспозиции", и, наконец, "краеведческий музей — это не модно".
На убедительном примере Валентайн показал, как можно проводить модные показы в музее не хуже, чем на подиуме это до определенного времени делал Джон Гальяно и прочие любители этники. На примере центрального магазина Прада в Нью-Йорке он рассказал, как музейщики могут перенять опыт менеджеров магазина. (Кстати, этот бутик находится на месте бывшего музея Гугенхайма в Сохо).
Самым же ярким и зрелищным проектом Валентайна Биванка на сегодня стал короткометражный фильм Strip Show 1850. В нем объединились две, на первый взгляд, несовместные темы - старинный костюм и сексуальность. А больше всего господин Биванк говорил о духовном подъеме национального самосознания, который он испытал намедни... на Куликовом поле.
Валентайн Биванк рассказал о необычной стороне
своей работы в музеях Голландии
27 июня в ПирОгах на Сретенке прошла встреча с Валентайном Биванком/Valentijn Byvanck
Валентайн Биванк рассказал о необычной стороне свой работы в Национальном Музее Истории Нидерландов в Амстердаме, Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме, а также в Музее провинции Зеландии (Zeeuws Museum) в Мидделбурге.
Вместе с гостями встречи Валентайн ответил на вопросы:
- Современный музей в индустрии переживаний: как сделать провокацию культурной?
- Музей и модный бутик: найди 10 отличий!
- Почему мы посещаем тот или иной музей, магазин или ночной клуб?
- Что такое шедевр и как создать собственный?
- Как вовлечь посетителей в жизнь и работу музея?
- Как вдохнуть новую жизнь в музейную коллекцию?
Выступление Валентайна помогло посмотреть на некоторые проблемы современного музея и учреждения культуры в целом с неожиданной точки зрения, открыть музей и музейную коллекцию по-новому. Оценить ресурсы, которыми обладают без исключения все музеи, понять свою аудиторию …
Валентайн подробно разобрал несколько конкретных кейсов из опыта своей работы.
Музей провинции Зеландии/ZeeuwsMuseum(www.zeeuwsmuseum.nl)
В 2002 году Валентайн был назначен директором Музея провинции Зеландии, где он инициировал пятилетнюю программу обновления. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Музей провинции Зеландии был удостоен престижной музейной премии Совета Европы.
Музей провинции Зеландии– небольшой краеведческий музей в провинции Зеландия с традиционной коллекцией. В разработке кампании Валентайн ставил перед собой несколько задач: актуализация коллекции, привлечение молодежи, включение музея в жизнь города, создание нового типа коммуникации с посетителями. В рамках модернизации было запущено несколько проектов:
«Модный показ»
Обычным молодым людям и девушкам (музей провел свой кастинг) предложили переодеться в роскошные традиционные наряды провинции Зеландия (все костюмы – собственность музея) и пройти по стилизованному подиуму в богато украшенной церкви, для видео-записи. Профессиональные стилисты, мастера по свету и режиссеры сделали это видео невероятно ярким и модным. Запись была запущена в зале традиционного костюма, который мгновенно стал одним из популярных.
Еще один проект, посвященный национальному костюму, носит название «Стриптшоу 1850».
«Стриптшоу 1850» - это 11-минутный экспериментальный фильм, снятый,Паулем и Менно де Ноойер. Молодой человек и девушка, одетые в традиционные костюмы, медленно освобождаются от одежды, демонстрируя все детали наряда того времени.Этот фильм доставил музею много проблем, но цель была достигнута – зал национального костюма вновь стал самым посещаемым.
Национальный музей истории Нидерландов (www.innl.nl)
Этот музей нельзя назвать обычным, у него нет собственной коллекции. Именно в таком музее можно освободиться от стереотипов и «вредных привычек» музея. Так, вещи, которые могли бы стать экспонатами музея (звонки велосипедов, пластинки, фарфор, зуб акулы …) были помещены в автоматы (как автоматы со снэками и водой). Посетители могли зарегистрироваться и приобрести любой понравившийся предмет, всего их было около 80 наименований. Специально для этого проекта был запущен интернет сайт, где люди, выбравшие один и тот же предмет, например билет на концерт 80 года, могли обсудить свои музыкальные предпочтения.
Тезисы выступления:
- Стоит отходить от традиционных и зачастую неверных представлений о музеях и музейных коллекциях, сомневаться во всем и не бояться найти ответы на вопросы вместе со своей аудиторией.
- Творческая работа с коллекцией: коллекция должна быть живой, быть частью современного мира, адекватной современным потребностям аудитории.
- Культурная провокация – как один из способов современной коммуникации.
В рамках встречи прошел эксклюзивный показ короткометражного фильма «Стрипшоу 1850».
В ПирОги на Сретенку пришло около 150 человек: это арт-менеджеры, дизайнеры, студенты, представители московских музеев и околомузейной среды. У участников встречи была возможность задать свои вопросы, главным из которых стал вопрос о той грани, которую нельзя преступить в экспериментах и культурных провокациях. Интересным был ответ на вопрос о посещении российских региональных музеев.
25-26 июня Валентайн Биванк выступил специальным гостем семинара «МУЗЕЙНЫЙ СУВЕНИР: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, МАРКЕТИНГ» в Государственном музее «Куликово поле». Там, он имел возможность посетить три музея заповедника.
Впечатление от музеев он назвал «личными», а не профессиональными … Валентайн отметил включенность музеев в повседневную жизнь сообщества, называя их «живыми». В музее г. Епифани варили варенье, в церкви, которая раньше также принадлежала музейному комплексу, происходило крещение …
На самом Куликовом поле впечатлил необычный подход к презентации военного музея. Обычно битвы представляют на моделях в помещении музея или в исторических реконструкциях под открытым небом … Музей «Куликова поля» пошел другим путем - представил ландшафт как главный экспонат. Сегодня специалисты воссоздают флору XIVвека, представляя поле таким, каким его видел Дмитрий Доской перед сражением. Природа не может оставлять посетителя равнодушным, этот эмоциональный опыт помогает через ощущение прошлого и осознания своей истории, прийти к национальной идентификации.
Валентайн Биванк / Valentijn Byvanck (1964), Нидерланды
Директор Национального Музея Истории Нидерландов. Изучал историю культуры в Утрехте и Нью-Йорке, занимался исследованиями в Смитсоновском институте и музее Метрополитен. С 1999 по 2002 работал в Центре современного искусства Witte de With в Роттердаме. В 2002 году был назначен директоромМузея провинции Зеландия/Zeeuws Museumв Мидделбурге, где он инициировал пятилетнюю программу обновления музея. За неожиданный подход к работе с коллекцией и профессиональный дизайн, в 2009 году Музей провинции Зеландия был удостоен престижной музейной премии Совета Европы.
Он также создал и представил большое количество телевизионных передач на тему музейных коллекций и современного искусства для региональных и национальных телекомпаний. Валентайн Биванк – автор нескольких публикаций: «Конвенция современного искусства» («Conventies in dehedendaagse kunst / Conventions in Present-day Art»), «Чудеса» («Wonders»), «Образ Зеландии» («Zeeuws Imago»), «Скейтеры на лестнице» («Skaters on the steps») и «Зарисовки для Национального музея» («Sketches for a National History Museum»).
Прошла презентация сувениров агентства МУЗЕЙПРОМ
3 сентября в рамках литературного фестиваля «Антоновские яблоки» в Коломне прошла презентация сувениров агентства МУЗЕЙРПОМ.
Стандартная сувенирная линейка агенства основана на трех тематических линиях: Русские истории, Русские победы и Русский космос. Эти три линии – содержательная база для дизайна сувениров на любых носителях. Посетители фестиваля познакомились с серией «Русские мифы» - разоблачение известных легенд о великих полководцах, писателях, ученых, космонавтах; «Русские куклы» - набор самодельных бумажных кукол исторических, литературных и современных героев; «Русские афоризмы» - забытые и новые крылатые выражения; «The best of…» - лучшее о городах, исторических личностях и музеях …
Также была представлена специальная «Коломенская серия» - это открытки-напоминалки в серии «The best of Kolomna» и «Коломенские легенды», обновленная «Карта Коломны», Коломенская пастильница в серии «Русские куклы», а также сувениры с символикой Книжного фестиваля «Антоновские яблоки».
Агентство МУЗЕЙПРОМ организовано на базе проекта Музейный сувенир/Museum token
Первые презентации нового музейного сувенира агентства МУЗЕЙПРОМ
3 сентября, 2011 года в Коломне в рамках литературного фестиваля «Антоновские яблоки» прошла первая презентация сувениров агентства МУЗЕЙПРОМ.
Стандартная сувенирная линейка агентства основана на трех тематических линиях: Русские истории, Русские победы и Русский космос. Эти три линии — содержательная база для дизайна сувениров на любых носителях. Посетители фестиваля познакомились с серией «Русские мифы» — разоблачение известных легенд о великих полководцах, писателях, ученых, космонавтах; «Русские куклы» — набор самодельных бумажных кукол исторических, литературных и современных героев; «Русские афоризмы» — забытые и новые крылатые выражения; «The best of…» - лучшее о городах, исторических личностях и музеях …
Также была представлена специальная «Коломенская серия» - это открытки-напоминалки в серии «The best of Kolomna» и «Коломенские легенды», обновленная «Карта Коломны», Коломенская пастильница в серии «Русские куклы», а также сувениры с символикой Книжного фестиваля «Антоновские яблоки».
17 сентября, 2011 года на Куликовом поле в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню воинской славы России, 631-ой годовщине Куликовской битвы, на Краснохолмской ярмарке прошла вторая презентация сувениров агентства МУЗЕЙРПОМ.
Конкурс «Новый музейный сувенир»
Сроки проведения: апрель – сентябрь 2011 года
Крайний срок подачи заявки: 15 сентября 2011 года
Место проведения: Россия
Организатор: Ассоциация менеджеров культуры (АМК) в рамках проекта Музейный сувенир / Museum token
Цель конкурса: разработка оригинальных сувениров для отечественных музеев
К участию в конкурсе допускаются: художники, дизайнеры, рекламные и креативные агентства из России. Принимаются как индивидуальные, так и групповые работы.
Ограничения по возрасту: нет
Ограничение по месту проживания: Россия
Принимаемые работы:
- изображения в формате JPG и PDF – эскиз оформления стандартного носителя (не менее 1 носителя из каждого типа: бумага, пластмасса, керамика, текстиль, другое) и/или эскиз оформления оригинального (авторского) сувенирного носителя
- пояснительная записка, объясняющая разработанный концепт
- в случае использования нестандартного (авторского) сувенирного носителя – описание физических и технических характеристик носителя (материал, размер, пропорции, план-схема или чертеж, способ нанесения и/или изготовления)
- полное CV автора/коллектива авторов
Зачем нужен конкурс «Новый музейный сувенир»?
Российские музейные магазины сегодня выглядят блекло и скучно.
Хотя в любом отделе игрушек вы увидите куда более привлекательную продукцию. Она основана на ярких локальных цветах, контрасте объёмов, модных стилистиках, оригинальных идеях и привлекательных персонажах. Именно такие сувениры можно найти в магазинах при зарубежных художественных музеях.Например, в парижском Центре Помпиду и в лондонской Тейт-модерн. Или в Москве — в сети магазинов Республика, в Гараже и на Винзаводе.
Однако у музеев иная специфика. Какая?
Они — зримое воплощение отечественной исторической мифологии. Предельно сжатый и регулярно обновляемый реестр смыслов, героев и событий. Адекватная времени интерпретация истории. Без соответствия новым визуальным тенденциям тут тоже не обойтись. Функция музеев — консервация культурно-исторического наследия. Самим музеям новаторствовать тяжело. Новые смыслы музейным работникам неочевидны. Да и изготавливать сувениры каждому музею в отдельности тоже нерентабельно.
Для новаторских подходов необходимы художники, дизайнеры и прочие специалисты. Только им по силам разработать серии сувениров, подходящие нескольким музеям сразу.
Аналог решения поставленной задачи можно найти, например, в Праге.
Всю сувенирную продукцию там обрисовал один художник — Вотруба. Кроме него похожие задачи решали: Марискал, Жанна Фиске, Кейт Харинг или Сол Стейнберг. У нас чем-то подобным занимались: Юрий Гордон, Андрей Бильжо, Леонид Тишков, Ольга и Александр Флоренские. Конечно, оригинальность должна быть адекватна визуальной среде.
Например, в той же Праге за Вотрубой стоит целая плеяда талантливых графических дизайнеров и иллюстраторов — от Шаламоуна до Коварика. Не говоря уж об Йозефе Ладе! А привычная нам визуальная среда покрыта нафталином: сплошные полутона и завитушки. Оттого покупатель сувениров может посоревноваться в консерватизме с музеями.
Обновленная эстетика должна задавать новое содержание.
Существующая историческая мифология, набор героев и достопримечательностей тоже устарел. Пора составлять новый. Выработать более дистанцированное, уважительное и даже ироничное отношение к собственным историческим мифам.
Это мы и предлагаем вам сделать!
Вычленить самую важную на сегодня информацию и выразить её самым лёгким с точки зрения восприятия способом. А затем спроектировать цепочку сувениров, где господствующую роль будет занимать символика каждого конкретного музея, но общероссийские и региональные образы тоже должны присутствовать.
Объявлены члены жюри конкурса для молодых художников
и дизайнеров «Новый музейный сувенир»
Конкурсные работы будут оценивать:
Александр Шабуров — художник, создатель группы "Синие носы", в прошлом музейный работник и реставратор. Автор инновационных музейных проектов. Эксперт в области массовой культуры и этно-клише. Участник крупных международных выставочных проектов и форумов, таких как 49-й и 50-й Венецианской биеннале современного искусства, 1-й, 2-й, 3-й Московской биеннале современного искусства и других.
Георгий Никич — кандидат искусствоведения. Заместитель председателя секции художественной критики отделения Союза художников Москвы. Куратор Московского международного форума художественных инициатив. Эксперт и лектор по темам художественного рынка и кураторской практики художественных выставок. Член Правления международной Ассоциации искусствоведов и критиков (АИС), член Попечительского совета Института культурной политики (Москва), член Международной Ассоциации художественных критиков (AICA). Автор книг и статей по проблемам современного изобразительного искусства, куратор выставочных проектов, эксперт по вопросам художественного рынка (радиостанция “Эхо Москвы”, издательский дом “КоммерсантЪ”, журнал “Эксперт”), дизайнер и консультант PR программ. Ведет курс "Менеджмент современного искусства" в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН).
Елена Зеленцова — кандидат культурологии, доцент кафедры управления проектами Московской высшей школы социально-экономических наук (МВШСЭН), руководитель специализации "Креативные индустрии". Директор Агентства "Творческие индустрии". Член Правления Фонда развития культурного туризма и творческих индустрий (Петрозаводск), член художественного совета театра им. Йозефа Бойса (Москва). Автор, лектор и ведущий семинаров в области менеджмента в культуре, культурного туризма, фандрайзинга и творческих индустрий. С 2005 года в качестве ведущего провела более 40 семинаров в регионах России и странах Центральной Азии. Автор статей по культурной политике, менеджменту в культуре, творческим индустриям. Автор инновационных курсов "Креативные индустрии" и "Фандрейзинг" в рамках проекта "Инновационный ВУЗ" Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Руководитель, участник и эксперт ряда международных и российских проектов.
Елизавета Фокина — исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры. Руководитель проекта Музейный сувенир/Museum Token
Инна Прилежаева — директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры. Куратор проекта Музейный сувенир/Museum Token
Оргкомитет благодарит всех участников за интерес к конкурсу "Музейный сувенир" и присланные работы!
В конкурсе приняли участие дизайнеры, художники, рекламные и креативные агентства, профессионалы и студенты – все, кто может предложить яркие интересные идеи объектов, способных стать новыми музейными сувенирами. Создать концепцию и дизайн в рамках конкурса было предложено в трех категориях: Русские истории, Русские победы и Русский космос.
Конкурс прошел в рамках проекта Музейный сувенир/MuseumToken. Проект финансируется ЕС рамках программы Партнерства в области Институционального развития: Поддержка инициатива сотрудничества ЕС-Россия в области культуры.
Образы российских музеев
Мы провели опрос музеев и составили предварительный реестр образов отечественной исторической мифологии. Разбив их на группы:
- место (общеизвестные символы, явления и феномены — в Туле, например, это тульский пряник)
- люди (знаменитые исторические и фольклорные персонажи)
- виды (самые известные архитектурные сооружения и памятники)
- события (ожидающиеся юбилеи и ежегодные праздники, проводимые в музее)
- анекдоты (интересные и необычные факты, имеющие отношение к музею, а также местные исторические байки)
- экспонаты (самые известные реликвии музея)
И сформировали три сувенирных линии:
- «Русские истории»
- «Русский космос»
- «Русские победы» - особенно актуальны. В августе 2012 года — 200 лет Бородинской битвы.
«Русские истории»: Ясная поляна
Толстой, Дом-музей Толстого, уход в Остапово, 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года (2012), Фестиваль крапивы, Первый бал Наташи Ростовой, Анна Каренина бросается под паровоз, «Барин, пахать подано!», толстовка, сапоги, кожаный диван, на котором родился Толстой.
«Русские победы»: Бородино
Кутузов, Наполеон (с больной ногой на барабане), Денис Давыдов, Лев Толстой, обелиск, повязка Кутузова, 200 лет Бородинской битве и победы России в Отечественной войне 1812 года, ранение Багратиона, «генерал Мороз», «дубина народной войны», «шантрапа», «Не замай, дай подойти!»
«Русский космос»: Политехнический музей
Левша, Прометей, Гагарин, Королёв, Циолковский, Терешкова, Белка и Стрелка, спутник, «Восход», луноход, 140 лет музею (2012), Корнелюк расчитывает возможность пилотируемого полёта на Луну (который совершили американцы), Игоря Северянина избирают «королём поэтов», «Поехали!», «И на Марсе будут яблони цвести», «физики» и «лирики», Евтушенко и Вознесенский, волшебный фонарь, автомобиль «Руссо-Балт», атомная бомба, скафандр «Кречет» (для выхода опять же на Луну), робот «Сепулька», невесомость, стыковка, космическая пища.
Победители
15 сентября 2011 года завершился конкурс для молодых художников и дизайнеров "Новый музейный сувенир" в рамках проекта Музейный сувенир/Museum Token.
Цель конкурса — подтолкнуть дизайнеров к созданию новаторских музейных сувениров. Участники в рамках конкурса предложили свою концепцию и дизайн нового музейного сувенира, актуального по форме и по содержанию. Конкурс проходил в трех категориях: Русские истории, Русские победы и Русский космос.
В конкурсе приняли участие дизайнеры, художники, рекламные и креативные агентства, профессионалы и студенты. В течение 6 месяцев заявки приходили из крупных и малых городов со всей страны (Абакан, Архангельск, Владивосток, Екатеринбург, Ижевск, Смоленск – всего 40 городов). Самой популярной категорией для нового российского сувенира стала космическая тематика (Русский космос).
Более 200 присланных конкурсных работ были рассмотрены экспертным жюри:
Победителями конкурса стали:
- Андрей Ильин, Антон Квасоваров, Евгения Афанасьева, Игорь Стародубцев - Творческая группа "Маш Рум" (Вологда)
- Вера Бирон, Игорь Князев, Ника Велегжанинова - Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского (Санкт-Петербург)
- Геннадий Иванов (Тула)
- Ирина Горячева (Москва)
- Татьяна Ожередова (Москва)
Награждение победителей конкурса "Новый музейный сувенир" пройдет в рамках Финального форума проекта Музейный сувенир/Museum Token (апрель 2012). Реализованные проекты всех победителей будут представлены на выставке Финального форума. В данный момент организаторы конкурса ведут переговоры с российскими музеями по вопросам реализации проектов-победителей.
О проектах-победителях:
Вера Бирон, Игорь Князев, Ника Велегжанинова — Музей Ф.М.Достоевского, Санкт-Петербург
Серия, предложенная на конкурс, родилась во время подготовки городского праздника «День Достоевского», на котором ФМД-Театр представил уникальное уличное действо «Дефиле героев Достоевского». Костюмы персонажей произведений писателя были показаны в двух эпохах – XIX и XX веках. Современные варианты костюмов декорировались тканью с принтами, созданными на основе гротескных рисунков Игоря Князева (коллаж из портретов героев Достоевского). Ошеломляющий успех дефиле (45 публикаций и репортажей в СМИ) и желание зрителей приобрести на память отдельные детали костюмов (жилетки, майки, банданы, шарфы и пр.) стали определяющими в разработке новой серии сувениров, которые мы предлагаем на конкурс.
Татьяна Ожередова — студия брендинга и графических коммуникаций Title Studio, Москва
В этой работе я не ставила себе цель придумывать уникальные сувениры, а скорее стремилась создать дружелюбную современную среду. Этого, кажется, как раз не хватает в большинстве наших музеев. Использование французского языка - попытка взглянуть на Бородинское сражение и глазами французов. Как известно после битвы и Наполеон и Кутузов объявили себя победителями. Потери армий были чудовично огромны и примерно равны. Лишь время показало кто выиграл сражение. Триколор - общее в символике России и Франции. Возможно юбилей Бородинской битвы поможет бывшим врагам лучше рассмотреть друг друга сегодня.
Антон Квасоваров, Андрей Ильин, Евгения Афанасьева, Игорь Стародубцев — Творческая группа "Маш Рум", Вологда
Собрание Диковин — иллюстрированное собрание легенд, преданий и былей, известных на территории Вологодской области. Это переосмысление местной мифологии путем творческого эксперимента.
Ирина Горячева — Музей М.А.Булгакова, Москва
Специально для конкурсного проекта “Новый музейный сувенир” был разработан фирменный стиль Музея петербургского авангарда (“Дом Матюшина”) яркий, целостный, запоминающийся, современный и гибкий, представляющий посетителям совершенно новый образ художественноисторического музея динамичного, живого, эмоционально насыщенного, интерактивного, современного.
Геннадий Иванов, Государственный музей-заповедник Куликово поле, Тула
Возможно, прослеживается небольшая ирония в концептуальном подходе к изображениям памятников. Но это, ни в коей мере не принижает значимость великих побед и личностей.