Дайджест № 7 «Художник и место. Искусство включения» Публичный разговор/кейс-стади

 

21 июля в рамках онлайн программы "АДАПТАЦИЯ: ПРАКТИКИ О ПРАКТИКАХ" состоялся Публичный разговор/кейс- стади «Художник и место. Искусство включения»

 

Организатор программы – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, оператор и разработчик программы – Ассоциация менеджеров культуры.

 

СМОТРЕТЬ ЗАПИСЬ ПУБЛИЧНОГО РАЗГОВОРА

ИННА ПРИЛЕЖАЕВА

исполнительный директор АМК

Многие сельские территории сталкиваются с изменением идентичности. На
это влияет развитие сетевого общества, туризма, возобновление
сельскохозяйственных практик, процессы урбанизации, что, в свою очередь,
открывает новые возможности для обновления и репрезентации современной сельской культуры как вовне, так и самим жителям. Самое сложное в этом процессе - найти новую перспективу, увидеть и проявить таланты и навыки местных жителей, вдохновить на создание нового.

04:53  Сегодня мы хотели бы поговорить о роли автора, художника и искусства в развитии территорий. Ведь именно автор способен создать тот уникальный контент и найти ту идентичность, проявив и актуализировав которую, можно сделать место привлекательным для других.

Вопросы для обсуждения:
● В чем сила и польза художественных интервенций для сельской местности?
● Как привлечь, вовлечь и построить отношения доверия с местными
жителями?
● Как рассмотреть и проявить таланты и навыки местных жителей, вдохновить
на создание нового?
● Может ли художник привести новую перспективу в сельскую местность?

● Как искусство может влиять на развитие территории и сообщества?

ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА

Руководитель программы "Культура"

руководитель программ Фонда Тимченко 

Наша онлайн программа выходит на международный уровень. Мы начинаем думать о том, как, познакомившись с международным опытом, адаптировать его в России и открыть для себя, для наших территорий новые перспективы. Мы рады, что сегодня у нас есть возможность показать нидерландский опыт широкой аудитории и обсудить применимость предложенных инструментов на малых территориях.

 

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

 

Георгий Никич (Москва, Россия)

куратор, разработчик и консультант
программ социокультурного развития территорий, член совета партнёрства Ассоциации
менеджеров культуры, преподаватель факультета Управления социокультурными
проектами МВШСЭН

07:40 #МНЕНИЕ

Доверие рождается на личном уровне.
Наша беседа посвящена практикам, и мы, конечно, - практики, поэтому начнём с теории. Есть сельская местность или малый город, и большой город рядом, работающий магнитом, и есть институции: музеи, клубы и т.д., и вот в эту систему попадает художник. Проводником его оказывается какая-то из институций (музей, библиотека или клуб). Какие же есть ожидания от художника и его искусства? Скорее всего, мы услышим ответы про картину в раме. Если мы спросим про искусство в сельской местности, то скорее всего мы услышим что-то про ремёсла, народное творчество, фольклор, и т.д. Когда мы говорим о Вапке – это современное искусство, а оно отталкивается от того, что сначала была идея/видение, и эта идея была внутри художника. Идея – понять, что же интересного, уникального, необычного именно в этой сельской местности. Для того, чтобы эта идея воплотилась, художник пользуется несколькими рамками: 

1. Исследование – изучаем пространство, людей, ресурсы, практики.
2. Практики – когда мы можем что-то сделать вместе: керамику, соления, какие-то другие вещи, которые потом путешествуют по выставкам. 

3. Формы – это могут быть специально подготовленные события, мастер-классы, выставки, книги, открытки, документация и т.д. – это и становится произведением искусства, которое художник сделал. Все это и становится произведением искусства, которое художник создал (и это не совсем похоже на «картину в раме»). Дальше то, что делает художник — это цепочка коммуникативных и художественных жестов, работающих на:
1. интерес/привлечение внимания – чтобы местные жители подумали: «может обратить на это внимание?»;
2. увлечение – «а это интересно, давайте попробуем, а лучше сначала пошлём туда детей»;
3. вовлечение, то что называется инклюзия, совместное обсуждение и делание, даже производство чего-либо нового (в Германии получается свечка с двуликим волком – Янусом, а в трех европейских деревнях появляется общий «международный сельский магазин»).

 

Местные жители не обязательно понимают, что это – искусство, но чувствуют, что к ним проявлено внимание, они могут проявить свои возможности, увидеть перспективу – что-то сделать на продажу, что-то сделать для повышения своего статуса, а что-то и для формирования нового смысла, образа и значения места. Всё это сосредотачивается в точке, которой невозможно управлять, и эта точка – художник. Он берет на себя не только креативные функции, но и функцию посредничества. 

 

При этом одна из важных проблем – управление процессом, вернее сказать – «искусство неуправления». Художественное произведение и общественная польза могут принять разные формы – менеджер должен доверять куратору и художнику, а тонкая материя взаимопонимания и взаимодействия (на основе доверия) появляется и связывает художника с местными… Но изначально и современное искусство, и проект, и художник для деревни чужие. Это – стартовая линия.

Вапке Феенстра/Wapke Feenstra 

(http://www.wapke.nl/) -
визуальный художник, живёт и работает в Роттердаме, училась в Академии изобразительных искусств в Арнем (Academy of Visual Arts in Arnhem), в аспирантуре изобразительных искусств в академии Яна ван Эйка в Маастрихте. Её работы находятся в музеях и частных коллекциях в Нидерландах, США и Германии. В 2003 году совместно с коллегами Антье Шифферс (Antje Schiffers) и Катрин Бем (Kathrin Böhm) создала творческую группу  myvillages.org.

15:20 #МНЕНИЕ_ВАПКЕ_ФЕЕНСТРА

Искусство субъективно, и это хорошо; искусство не обязано решать проблемы, и ответственность художника – репрезентация, акт и факт репрезентации. 

Я начала работать с сельскими ландшафтами после 20 лет карьеры художника, отчасти потому, что мои корни из деревни, я выросла в деревне. Для меня было важно показать людям в сельской местности, что они – создатели, а их работа на земле имеет большую ценность. Их жизнь требует напряжения, смекалки, находчивости, воображения, наконец. И, конечно, умения создавать вещи
своими руками. Но не это ли требуется и от художника? Это идёт и на пользу искусства. Искусство сегодня – территория с очень размытыми границами. Я просто приглашаю на неё людей, которые обладают креативностью. Тех, кто, возможно, уже является художником, но просто не подозревает об этом. Каждый человек – художник, просто надо ему это показать. Сельские жители обладают огромным творческим  потенциалом. Они выращивают урожай, прекрасно готовят, делают заготовки на зиму, они умеют выживать в очень сложных ситуациях,  фактически создавая вещи порой из… ничего. Вплоть до ковриков из фантиков. Любое искусство предполагает соучастие зрителя, даже если он просто смотрит на картину. Не я создаю портрет деревни, но её жители. Я лишь помогаю им создать тот образ, который они сами хотят. Мне достаточно, если в мою команду входят 4-5 местных человек. Когда слишком много желающих – это может создать проблемы. Я стараюсь  сосредоточиться на природных ресурсах, навыках и занятиях, которые характерны для местных жителей. Я всегда задаю вопрос про геологию, камни, глину, иногда беру с собой специалистов. Иногда мы в ходе проекта получаем новые и для местных знания о месте. Я всегда объединяю родителей и детей – мы делаем карты, собираем предметы с историями, рисуем, фотографируем и потом делаем выставки. Я взяла за правило себя ограничивать и показывать не только свои работы, но показывать работы местных жителей. Очень важно установить такие отношения, когда вы делитесь обоюдно своими ресурсами.

36:30 Обсуждение
В ходе выступления прозвучало несколько вопросов от аудитории:
Марина Кошелева:
Нужны примеры того, как прошла стадия “ЧУЖОЙ”. 

Екатерина Халюкова  (Дивногорск): Как привлечь в малый город или село художника? Красивых мест в России много, а как убедить художника приехать именно к нам, да еще и не просто на этюды, а для совместной работы?
Виктория Юрьевна Кореневская: Были ли проекты, которые невозможно было воплотить, от которых нужно было отказаться?
Вероника: Подскажите, пожалуйста, правильно ли я поняла: чтобы увидеть перспективы развития территории нужно изучить интересы жителей, тогда с каким посылом лучше идти в эту народную экспедицию?

48:40 #КЕЙС Анна Брусницына, дер. Мужи, ЯНАО 

Делают арт-резиденцию с пленэром и думают о том, как сделать эту резиденцию более инклюзивной.

Комментарий от Георгия Никича:

То, о чём говорит Вапке, – это двухстороннее искусство, где происходит общение и вовлечение местных жителей, которые ей искренне интересны. В ходе такого общения выясняется, что деревня другая, чем она кажется на первый взгляд, и другая, чем она кажется в ежедневном режиме. У художника появляется очень важная роль посредника, коммуникатора.

 

Это – современное искусство и, в частности, Вапке Феенстра предполагают «глубокое погружение», активное участие зрителей, долговременные эффекты. Традиционный же художественный пленэр – это авторское самовыражение, возможно – создание хорошей графики и замечательных картин, но для местных жителей это, все-таки, кратковременный – пусть чудесный, но, все-таки, чужой взгляд, фиксирующий прекрасное, но ничего не изменяющий по сути.

57:08 #КЕЙС_ЗВИЗЖИ
Инструменты, использованные в проектной работе Вапке Феенстра:
1. выход в зону развития;
2. работа с историей и геологией места;
3. общий огород и печь для обжига керамики;
4. выставки;
5. публикации (книги, буклеты, открытки);
6. семинары;
7. Школа деревенской экономики (изучение производственных и творческих
процессов);
8. брендирование (“Сделано в Звизжах”);
9. деревенский магазин;
10. включение в международный и российский контекст современного искусства.

Комментарий от Георгия Никича:
Если в начале было явное противостояние между деревенскими и приезжими посетителями и участниками АрхСтояния, которые воспринимались пришлыми, чужими и вредными, в результате работы Вапке произошла творческая диффузия. Местные практически приняли участие в фестивальной программе, и фестиваль таким образом зашёл в деревню. 

 

В итоге можно выделить полезные результаты пребывания myvillages.org в Zvizzchi village –не закрылась школа, появилась керамическая мастерская, работает деревенский магазин, «Made in Zvizzchi» стало брендом – создана линейка местной продукции…

Благодаря работе с геологами у жителей появился совершенно другой исторический контекст и понимание места.

Необходимо отметить и новую гибкую институциональную форму «арт-резиденция». Именно арт-резиденция стала базой и центром работы группы myvillages.org в Звизжах в 2012-2014 годах.

Особенностью встречи стала очень оживлённая дискуссия в чате, приводим одну историю от наших участников.
Татьяна Афанасьева: «В "Культурной мозаике" был такой проект - группа художников разрисовывала Дом культуры и оформляла площадку вокруг него. Эффект был в целом интересный - активно поехали городские жители посмотреть, что получилось. Выросли продажи молока, яиц и прочих сельхозпродуктов».

1:55:55 Обзор европейских грантовых программ и культурных институций, помогающих находить художников

#ПОЛЕЗНОЕ_ЧТЕНИЕ
Арт-резиденции Звизжи // Проекты АМК  http://amcult.ru/art-rezidentsii-zvizzhi
● Кейс «Сделано в Звизжах» // Сборник «Социокультурные проекты как двигатель
развития малых городов и сел». М. 2018.   https://bit.ly/2ZOdOCw
● Брест посетила необычная художница из Голландии. Она превращает
обыденность в уникальность   https://greenbelarus.info/articles/22-10-2019/brest-posetila-
neobychnaya-hudozhnica-iz-gollandii-ona-prevrashchaet-obydennost

● АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ: встречный импульс. Россия- Нидерланды 2012-2013 гг.
http://amcult.ru/art-rezidentsii-vstrechnyj-impuls
● Сила комиксов. Как социальный арт-проект помогает возрождать исчезающие
национальные языки https://7x7-journal.ru/articles/2019/05/29/sila-komiksov-kak-socialnyj-art-proekt-pomogaet-vozrozhdat-ischezayushie-nacionalnye-yazyki
● Арт-резиденция - инструмент переосвоения городов // из авторской программы «Практики Территорий»:
Серия 1 https://youtu.be/n4wvSe4_g7w
Серия 2 https://youtu.be/vX62Abv1RMQ
Серия 3 https://youtu.be/h3yK_djroac