От богини плодородия до советских коттеджей: музейные проекты старинного Рыбинска

27 декабря 2020, Еженедельный журнал "ПРОФИЛЬ"

 

автор: Анна Кочарова

    
Своя Красная площадь, роскошная Новая хлебная биржа на берегу Волги, отреставрированные старинные здания и места съемок фильма «12 стульев» Леонида Гайдая. И магазинные вывески в старинном стиле, которые украшают сегодня все здания в пределах исторического центра. Среди других городов Ярославской области Рыбинск вошел в маршруты второго фестиваля путешествий «Музейный ретрит», который объединил преимущественно частные музеи региона.

 

История о невидимом граде Мологе

 

История города и окрестностей, кажется, неизбежно и уже навсегда связана с большой водой. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году, через шесть лет территории будущего искусственного озера начали постепенно заполнять водой. Сотни километров затопленных земель, сотни переселенных деревень и перевезенных домов, ушедшие под воду храмы, монастыри и город Молога, образ которого кому-то может напомнить древнюю легенду о граде Китеже.

 

Четверть века назад в Рыбинске появился Музей Мологского края, который входит в состав музея-заповедника. Местные энтузиасты понимали: еще немного, и истории Мологи также уйдут в небытие, как и сам город – под воду. Начали активную переписку с мологжанами, переехавшими в Рыбинск, Москву и Ленинград. Собирали предметы, а главное, воспоминания, – из этого и сложилась коллекция небольшого музея. Сейчас, говорят сотрудники, работа продолжается, хотя и не так активно. Дайверы из года в год исследуют затопленные территории и время от времени извлекают разные предметы. Например, фрагменты кованых оград – они выставлены прямо около входа в музей.

 

Несмотря на эпидемию коронавируса и различные ограничения в работе, в этом году в Рыбинске открылось несколько новых музейных объектов. Один из них расположен прямо на местной Красной площади, в центре которой, кстати, стоит памятник Ленину, по утверждениям местных краеведов, единственный в своем роде: вождь изображен в пальто и шапке с меховым воротником. Рядом – начавшая работу всего пару месяцев назад арт-мастерская «Росписи затопленных земель», войдя в которую, стоит сразу посмотреть на потолок. Старые деревянные балки во время ремонта подшили досками, на которые нанесли огромные древние росписи: древо жизни, огненные ужи, птицы и богиня плодородия.

 

 

 

«Мы собрали рисунки с прялок, тканей и других предметов быта и свели их в своеобразный конструктор. Получилось огромное поле для творчества, разные орнаменты можно комбинировать. Мы решили, что все это должно быть доступно людям, ведь это сохранение нашего наследия через декоративно-прикладное искусство», – рассказывает руководитель мастерской Алексей Алексашин. За плечами у него работа маркетолога и проект «Рыбинские рыбы», мастерская по созданию деревянных расписных рыб с росписями в народном стиле. Алексей гордится проектом и уверен, что такие рыбы – лучший сувенир из Рыбинска.

 

Новый проект по росписям он начал готовить в 2018 году, с коллегами изучал запасники музеев, предметы в частных коллекциях. После того как составили своеобразную азбуку народных орнаментов, решили воплотить это все в керамике. Алексей показывает заготовку-изразец с изображением животных и поясняет: «Это изразец, очень характерный материал для ярославской земли. Вот та же самая богиня плодородия, которая мне очень нравится. Она не просто с поднятыми руками, у нее еще и побеги прорастают из рук. Люди делают у нас такие вещи и приобщаются к народному искусству. Я считаю, что это наша миссия».

Новая жизнь старых музыкальных инструментов

 

В недавно отреставрированном здании торговых рядов, выходящем на набережную, в декабре 2019 года открылся «Музей-мастерская фортепиано Алексея Ставицкого». Клавишные инструменты известного московского собирателя и реставратора обрели свой дом здесь, в Рыбинске. «Алексей никак не связан был с нашим городом, это, скорее, мы его сюда заманили», – поясняет заместитель директора музея Кирилл Егоров. Небольшой экспозиции в мансарде с кирпичной кладкой позавидует любое столичное музейное учреждение. Те инструменты, которые можно увидеть в двух залах – лишь часть коллекции. Это экспонаты, которые или уже отреставрированы и настроены, или их можно привести в порядок прямо на месте. Остальное хранится пока на складах и ждет своей очереди на реставрацию.

 

У сотрудников музея были большие планы на 2020-й: здесь не только собирались проводить экскурсии, но и составляли концертную афишу. Ставицкого прекрасно знают именитые музыканты двух столиц, проблем с приглашением лучших исполнителей не было. «У Алексея много друзей, им самим интересно здесь играть. На открытии, которое проходило в два дня, у нас 16 пианистов играли на 16 разных инструментах. Они во время концерта объявляли, какое прозвучит произведение и на каком рояле», – вспоминает Егоров. Музей оказался одновременно и единственным академическим залом в городе. Несколько концертов, которые успели провести до введения ограничений, по словам Егорова, прошли при аншлаге. Позже, впрочем, тоже нашли выход из положения – выступления на открытом воздухе.

 

«У нас есть комплекс деревянных строений 19 века в русском стиле, это здания Биржевой больницы, сейчас они в плачевном состоянии. Алексей Ставицкий подтолкнул нас к тому, что образовалась инициативная группа, мы собираем деньги на консервацию здания и обсуждаем, что там можно сделать потом. Идеи самые бредовые, – рассказывает Кирилл Егоров. – Мы провели там в июле концерт на открытом воздухе. Выступали пианисты Юрий Мартынов и Екатерина Державина, она, в свою очередь, пригласила сопрано Яну Иванилову, так что получился концерт с музыкантами высокого уровня. На территории больницы поставили специальный наш «походный» рояль, который легко перевозить. Билеты мы не продавали, но люди делали пожертвования, и нам удалось собрать около 50 тысяч».

 

Эта удивительная история обретения городом прекрасной коллекции, появления небольшого концертного зала и выступлений музыкантов высочайшего уровня имеет и другое продолжение. У создателей музея есть, как они говорят, социальная миссия. Старые инструменты, которые люди отдают или даже выбрасывают, они реставрируют и комплектуют ими местные музыкальные школы – их в городе семь. «В начале 2020 года мы ездили с Алексеем по местным музыкальным школам и приводили инструменты в порядок, в основном концертные рояли. Сейчас у нас на очереди новая музыкальная школа, уже пять фортепиано мы туда поставили, готовим еще восемь. И там будет два рояля», – делится Егоров. И добавляет: есть идея организации в Рыбинске реставрационной мастерской и даже обучения непростому делу реставрации фортепиано. «Алексей Ставицкий готов бесплатно брать учеников, делиться своим огромным опытом», – говорит Егоров. И, конечно, на всех инструментах в музее посетителям разрешают и даже призывают играть: будь то прекрасный старинный рояль или небольшое детское советское пианино 1960-х годов.

Что обывателю хлам – коллекционеру экспонат

 

Поселок ГЭС в Рыбинске на первый взгляд напоминает небольшую деревню где-нибудь, например, в Восточной Европе. Двухэтажные дома с широкими лоджиями и балюстрадами, рассчитанные на несколько семей, были построены специально для работников ГЭС. По сей день это жилой район с населением около тысячи человек, пусть немного отдаленный и обособленный, в чем, впрочем, есть своя прелесть. И если жилые дома выглядят немного «нездешними», то о советском прошлом сразу же напоминает здание дома культуры, окруженное традиционными гипсовыми скульптурами от Ильича до девушки с веслом. Теперь здесь экспозиционный комплекс «Советская эпоха».

 

Это место уже давно облюбовали киногруппы. Оно и понятно: фильмы и сериалы о советских временах здесь можно снимать без больших затрат на декорации. Аутентичные стены, сохранившийся актовый зал со скрипучими дерматиновыми креслами. Да и пейзажи из окон возвращают как минимум лет на 30 назад.

«Мы не музей, а учреждение культуры с выставочным пространством. У нас все можно трогать и щупать, – поясняет директор Любовь Глухова. – Ни с какой политикой мы тоже не связаны. Мы просто сохраняем историю и показываем ее». В ноябре здесь открыли новый объект показа. На улице около здания теперь стоит теплушка 1897 года, сделанная в подмосковной Коломне и недавно отреставрированная. Именно в таких вагонах перевозили заключенных, которые строили местную ГЭС. «Наша сотрудница Вера Клименко стала собирать истории о людях, которые были привезены сюда. В итоге сегодня мы нашли документы по 41 человеку и назвали эту часть нашей экспозиции «Без вины виноватые», – рассказывает Любовь Глухова.

 

Сама она, как и трое экскурсоводов, работающих здесь, – непрофессиональный музейщик. «Люди приносили нам разные предметы для экспозиции, но иногда мы собирали вещи с помоек. Некоторые над нами смеялись. В 2010 году мы начали формировать коллекцию, а в 2012-м открылись», – говорит Глухова. Три этажа большого здания заполнены, что называется, под завязку. Здесь есть огромное полотно со всеми гербами советских республик, этаж, почти целиком «отданный» под коммунальную квартиру, воссозданный кабинет «большого начальника» со столом, накрытым красной скатертью, и с портретом вождя. Старшее поколение вспомнит советское прошлое, а нынешние школьники – в буквальном смысле прикоснутся к истории: руками трогать можно все.

 

«Этот поселок уникальный, здесь можно сделать музей под открытым небом, дать возможность туристам погрузиться в советскую эпоху. Можно было бы открыть, например, гостиницу с тематическими номерами, хостел как пионерский лагерь, магазин, где все продавалось бы по советским ценам. А при въезде в такой комплекс посетители бы обменивали современные деньги на старые», – делится масштабными планами Глухова. Взгляд энтузиастов-любителей на советское прошлое, которое сегодня по-прежнему будоражит умы, оказался взвешенным и отстраненным. Главное – выдержать этот баланс и в будущем.

Те, кто не были услышаны

 

В 50 километрах от Рыбинска находится деревня Учма, которая уже стала местом паломничества любителей необычных музеев. Здесь переехавшая в деревню москвичка Елена Наумова и ее муж, местный житель и краевед Василий Смирнов, создали музей и выставку «Старухи о любви». О выставке, на которой рассказы деревенских жительниц поражают своей открытостью и глубиной, много говорили, писали и обсуждали в соцсетях. И на этом фоне другой выставочный проект о судьбах русской деревни, возможно, отошел на второй план.

 

 

«Для меня всегда в детстве была загадка: кто эти инопланетяне, которые приезжали за колбасой в Москву, люди, которые сами же это мясо и производили? В этой экспозиции я постаралась сама себе ответить на этот вопрос. Крестьяне, колхозники, рыбаки, лесники – те, кого мы никогда не слышали, но употребляли их продукты.  В этой экспозиции мы дали голос тем, кто не был услышан», – объясняет Елена Наумова.

 

И приглашает пройти: «Мы сядем на завалинку, я дам вам семечки. По вечерам жители деревни собиралась вместе, лузгали семечки, пели песни, перемывали друг другу кости и расходились по домам. Это происходило по всей стране. Утром вся страна вставала очень рано, шла кто в поля, кто на рыбалку, кто в леса, кто еще куда-то. А вечером садились на завалинки и лузгали семечки. Наверное, эти посиделки и спасли людей от выгорания в какой-то степени. Все были вместе, был смысл что-то продолжать, кого-то осуждать, кому-то морду бить, с кем-то целоваться. Мы так и выстроили экспозицию – от завалинки до завалинки». Елена называет эту выставку памятником русской деревне, и Учма здесь – «собирательный образ деревни средней полосы России с ее угасанием».

 

Сев на воображаемую завалинку и лузгая семечки, что для городского жителя не всегда просто, посетители слышат объявления о разнарядке на следующей рабочий день, голоса и воспоминания местных жителей. Переходя от одной части экспозиции к другой, проходишь вслед за голосами по этим «комнатам» жизни деревенского человека. И поражаешься: как точно и лаконично в одном амбаре можно описать и дать возможность прочувствовать этот мир.

 

Тем временем сама Учма по большей части пуста. В деревне живет не более полутора десятков человек, и почти половина из них – это семья Елены и Василия. Но музей, ставший известным далеко за пределами деревни и Ярославской области, меняет ландшафт. После проекта «Старухи о любви» Елена решила распечатать в большом формате старые фотографии своих героинь и разместить их на ограде. Постепенно местные жители стали приходить со своими семейными снимками и просить сделать им такие же фото, которые стали размещать на оградах своих дворов. И теперь для заезжего путешественника тихая и уединенная деревня не выглядит такой уж пустой. Личные истории из жизни людей оживают благодаря фотографиям, записям голосов и личным вещам, которые можно увидеть теперь на выставке.

ЧИТАТЬ
 В ИСТОЧНИКЕ