11 октября 2019, Robb Report
Каслинское литьё , уникальные скатерти царских времён и театрализованные экскурсии - на данный момент в Ярославской области функционируют 90 музеев , из которых Robb Report выбрал самые интересные и рекомендует срочно включить их посещение в планы на ближайшее время: до 20 октября в области проходит фестиваль путешествий «Музейный ретрит».
Ярославль. Музей им. Вадима Орлова
Волжская наб., д. 15
Вадим Орлов, председатель совета директоров завода «Ярославский технический углерод», открыл музей, отреставрировав памятник архитектуры - особняк на Волжской набережной с белоснежными колоннами. В здании, построенном купцами Рукавишниковыми в XVII веке, впоследствии разместился Дом общества врачей. По сути, в бывшей больнице теперь находится частное учреждение культуры. Гордость коллекции (а Орлов собирал её четверть века) - мелкая пластика завода Гарднера, выполненная в 1880-е годы по альбому «Этнографическое описание народов России», изданного путешественником Густавом-Теодором Паули к тысячелетию Российского государства, тончайший фарфор с клеймами фабрик Попова, Сафронова, Кузнецова, Миклашевского и Мейсена. Разумеется, в собрании не обошлось без так называемого агитфарфора - редчайших вещей Веры Мухиной и Галины Столбовой. В кладовых палатах подклета особняка с видом на волжские берега - предметы русского и европейского серебра, чугунного литья уральских заводов, в том числе Касли.
Ярославль. Ярославский Музей Фотографии
Ул. Трефолева, д. 12
Чуть менее года назад бывший военный лётчик, многократный лауреат региональных и всероссийских фотовыставок Владимир Анатольевич Дорофеев открыл в действующей аналоговой фотолаборатории профильный музей. За пятнадцать лет собирательства фонды увлечённого коллекционера разрослись настолько, что позволяют осмыслить физический смысл работы оптики, наглядно изучить историю фотографии, познать хитрости фотографических процессов, эволюцию плёночной фототехники, продемонстрировать фотоэффекты и голографические инсталляции. Музей немного смахивает на комиссионную лавку, но тем и прекрасен: три сотни фотоаппаратов, сотня кинокамер, множество кинопроекторов и фотоувеличителей. Можно тут же и сфотографироваться - съёмочный павильон оборудован немецким профессиональным импульсным освещением Hensel Studiotechnik. Владимир Анатольевич проявит плёнку, напечатает фотокарточку и, если понадобится, подретуширует.
Переяславль-Залесский. Музей крестьянского дизайна «Конь в пальто»
Ул. Конная, д. 17
Финансист Глеб Городянкин, уроженец Риги, однажды приехал в Переяславль. Вышел на берег Плещеева озера, увидел песочек, сосны, и понял: вернётся. Вернулся и построил каменные палаты, как если бы это был XVII век. Открыл музей с концепцией, предлагающей взглянуть на историческое наследие по новому. «Наш культурный бэкграунд, который намного шире хохломы, незаслуженно забыт», - уверен Глеб, автор проекта, больше просветительского, чем коммерческого. Эстетская этнографическая экспозиция с холщовыми сарафанами, повойниками, кичками замужних поселянок, санками и элементами мультимедиа, поднимает проблему самовыражения русского крестьянства и вопрос его экономического благосостояния. Глеб Городянкин разнообразит жизнь сменой занятий: пять дней в неделю он анализирует нефтяные потоки в московском офисе компании Thomson Reuters, остальные два проводит в Переяславле в своём музее.
Гаврилов-Ям. Музей купцов Локаловых
Ул. Советская, д. 1
В селе Гаврилов-Ям в 1870-е годы бывший крепостной, купец 1-ой гильдии Александр Алексеевич Локалов основал текстильную мануфактуру. К сожалению, в 2013 году льнокомбинат обанкротился, но воспоминание о былом процветании предприятия хранит музей. Его создали подвижницы, вышедшие на пенсию местные жительницы - Ирина Леонидовна Смирнова и Галина Ивановна Крайнова, в прошлом актриса, ныне лучший экскурсовод Ярославской области. Бывшая церковно-приходская школа досталась им в руинах. Помогла местная администрация и жители Гаврилов-Яма. Было восстановлено здание, собрана коллекция с уникальными скатертями для царского двора и советских руководителей, поставлена театрализованная экскурсия. Вам устроят испытания, чтобы потом принять на фабрику работником. Вы будете мять, трепать, чесать и даже прясть лён, отмерять готовое полотно в локтях и в финале поиграете в футбол (английские специалисты, приехавшие на Локаловскую мануфактуру в 1912 году, инициировали постройку в Гаврилов-Яме футбольного поля). А не так давно гаврилов-ямские мастера помогли сотрудникам Эрмитажа отреставрировать «Данаю» Рембрандта, пострадавшую от рук преступника, плеснувшего кислотой на знаменитое полотно. Текстильщики подобрали холст из толстой ворсистой нитки, напоминающий мешковину.
Этнографический музей кацкарей
Мышкинский район, село Мартыново, ул. Музейная, д.27
«Кацкарями называли себя люди, жившие в бассейне реки Кадка», - сразу сообщит Сергей Темняткин, краевед и главный редактор газеты «Кацкая летопись». Ему же в голову и пришла мысль создать музей, посвящённый субэтносу, малой этнической общности русского народа. Главное отличие кацкарей даже не диалект, а самоназвание. Кто не кацкарь, тот «заволосный». Если кацкарь даже уедет куда-то, всё равно останется кацкарем. Кацкарь не говорит, а «бахорит». По кацки, разумеется. Темняткин - кацкарь в восьмом поколении. В школах Кацкого стана он ведёт кацковедение. Он же и трудоустроил всю деревню: кто-то экскурсии водит, кто-то картошку продаёт, кто-то её варит, поэтому ни один турист не уедет из Мартыново без обеда из русской печки. Перед обедом в музее, он же изба, вам покажут, как жили кацкари: с прялкой, горшком «корчагой», люлькой «зубкой», «тузлыком», плетёным из еловых корений дуршлаком, половиком, самоваром, сундуком. Так жили кацкари до 1964 года. А потом в Мартыново пришло электричество.
Учма. «Старухи о любви» и «Памяти русской деревни»
Ярославская область, Мышкинский район, село Учма
Любовь - ключевое слово в рыбацкой деревне Учма. Однажды автомобиль руководителя отдела по связям с общественностью крупного банка, москвички Елены Наумовой, проезжавшей здешние места, застрял в грязи. На помощь пришёл лесник и собиратель истории деревни Василий Смирнов. Через четыре года Елена вернулась, чтобы остаться в Учме, деревне, где зимуют всего двадцать человек. Теперь вместе с Василием она руководит музейными экспозициями (а их в Учме уже пять) и воспитывает двух приёмных детей. В старом амбаре на берегу Волги звучат голоса местных старух-вдов. Они отвечают на вопросы: «Что такое любовь? Есть она? Была в вашей жизни?». Под щемящие откровения простых рыбачек керосиновая лампа выхватывает из темноты их лица на фотографиях, вещи, составляющие нехитрый быт, деревянные санки, самогонный аппарат, скрипят половицы, пахнет сеном. «Ну, вот так прожила без любви этой самой. Как и не жила. Двоих сыновей родила. Но он меня любил. Он меня любил», - протяжно говорит бабушка Екатерина.