Завершилась Программа медиации выставки «Культура движения» в Российском этнографическом музее, организованная Ассоциацией менеджеров культуры. Она показала, что музей — это не только хранилище артефактов, но и пространство для осмысленного диалога.
Как школа медиации повлияла на музей, его посетителей и самих медиаторов? Давайте разберемся!
---
Что получилось:
- 13 авторских разнообразных маршрутов выпускников школы медиации по выставке «Культура движения»
- Посетители медиаций рассуждали: Что мотивирует нас к движению? Что (или кто) помогает (или мешает) нам двигаться? Как движение связано с историей и традицией? Как мы движение влияет на эмоциональное состояние человека и так далее.
- Медиаторами выставки были люди разных возрастов и разных профессий: философы, исследователи, музейщики, маркетологи, экскурсоводы, фотографы, пиарщики и многие другие.
---
Взгляд музея:
Ксения Шолкина, заведующий отделом музейной педагогики Российского этнографического музея:
💬 «Медиация стала для музея смелым шагом» – впервые в истории музея были запущены медиаторские программы. Это был организационный и творческий эксперимент, который изначально вызывал опасения.
💬«Каждый посетитель мог выбрать медиацию на свой вкус» – разнообразие подходов расширило аудиторию музея. Это стало уникальным явлением не только для музея, но и для музейного сообщества в целом.
Сотрудники музея сами прошли обучение и получили новые компетенции. Медиация стала эксклюзивным продуктом, который обогатил выставочную программу музея: 💬 «Формат медиации раскрыл потенциал выставки не только для посетителей, но и для сотрудников музея».
---
Взгляд куратора Школы музейной медиации, Алексея Бойко:
💬 «Деятельность медиатора составила самостоятельный смысловой слой этой выставки».
То, что мы сделали, — это отчасти путь к формированию петербургского направления в арт-медиации, которое изначально опиралось на логику арт-медиации как формата взаимодействия с искусством («Манифеста 10»). Проект запустил новый виток медиаторской практики: от арт-медиации — к культурной/музейной медиации.
Проект собрал на редкость креативную команду, где командное и индивидуальное творчество продюсеров, кураторов, музейщиков и медиаторов усиливали друг друга. Это позволило запустить инновационный процесс в музее.
Медиаторы не объясняют выставку – они создают ее новый смысл. Их работа — это не только часть музейного диалога, но и самостоятельный слой выставки. Можно ли считать деятельность медиаторов частью кураторской концепции? – этот вопрос теперь стоит перед музеями.
💬 «Интенсивная, объемная работа медиаторов является посткураторской или сокураторской идеей?»
—--
Взгляд куратора выставки «Культура движения» Георгия Никича:
💬 «Медиаторы не просто объясняют выставку – они медиируют перспективы и возможности музея».
Школа медиации, работа с концепциями, их тестирование и проведение на публике — стали самой удачной частью выставочного проекта.
Медиаторы оказались на передовой общения с аудиторией – именно они формировали восприятие выставки у посетителей, становясь связующим звеном между экспозицией и ее смысловым наполнением.
Во многом они помогли преодолеть сложности, которые могли возникнуть в организации, дизайне и коммуникации выставки. Их вовлеченность и творческий подход позволили вывести восприятие экспозиции на новый уровень.
Медиация оказалась своего рода «троянским конем» – она нарушила привычную музейную структуру, заставив пространство «разговаривать» с посетителями иначе, чем принято в традиционном музейном опыте.
Выставка превратилась в лабораторию, в которой музей смог по-новому взглянуть на свои задачи – теперь речь идет не просто о демонстрации экспонатов, а о создании живого диалога между объектами, зрителями и медиаторами.
💬 «Музей может не просто принимать медиацию как внешний инструмент, а сам стать медиатором — модернизировать свои процессы, искать новые формы работы с посетителями».
Пока этого не произошло, роль первопроходцев остается за медиаторами — они берут на себя задачу менять музейный формат и делать его более открытым и диалоговым.
—--
Взгляд продюсера Школы музейной медиации, исполнительного директора АМК — Инны Прилежаевой:
💬 «Мы стали своего рода медиаторами между кураторами, музеем, аудиторией и актуальным содержанием. Для нас это был вызов — войти в традиционный музей, где впервые одновременно развернулись и кураторская выставка, и программа медиации».
Удалось создать среду, где встречались и взаимодействовали те люди и институции, которые не пересекаются в обычной музейной практике.
—---
Взгляд посетителей:
Музей перестал быть местом, где нужно просто слушать и запоминать. На выставке люди включались в процесс, спорили, задавали вопросы, искали неожиданные смыслы. Экспонаты стали поводом для обсуждений и личных открытий.
Одним из самых обсуждаемых объектов стала боксерская груша для битья. Она вызывала у посетителей полярные эмоции: кто-то хотел ее обнять, кто-то — ударить. Одна из участниц удивленно сказала: «Я даже не ожидала от себя такой реакции!»
Турник — обычный дворовый самодельный турник — стал символом ностальгии. Глядя на него, люди вспоминали дворы своего детства, уличные соревнования и первую попытку подтянуться. Один из посетителей рассказал: «В деревне, где я рос, парни сами построили турник, а рядом — качели для девочек. Вечерами мы собирались там, пели под гитару, жгли костер...»
Для посетителей музея программа медиаций стала возможностью увидеть самих себя в музее, обсудить насущное и поделиться тем, что волнует. Одна из посетительниц призналась: «Я всегда думала, что музей — это скучно, а эта выставка мне понравилась».
Истории, которые запомнились:
- Как музей помогает лучше понять друг друга: Две сестры, которые пришли на медиацию, вдруг осознали, насколько по-разному видят мир, хотя всегда считали, что думают одинаково. «Мы так часто об этом не задумываемся, пока кто-то не задаст правильный вопрос».
- Неожиданные открытия из прошлого: Посетители, которые пришли на медиацию семейными парами, узнали что-то новое о своих вторых половинках. Одна женщина впервые услышала, что ее муж в детстве был пастухом и умел обращаться с кнутом. Другая — что он помнит детство в Осетии.
---
Взгляд медиаторов:
Для тех, кто работал с посетителями, эта выставка стала чем-то большим, чем просто музейным проектом:
💬 «Выставка стала родной. Каждая медиация — новый опыт. НЕ ХОЧЕТСЯ РАССТАВАТЬСЯ!»
Для многих это был не только профессиональный, но и личностный рост.
💬 «При подготовке мы слушали куратора, и я несколько дней ходила с наушниками, настолько сильно эти мысли отзывались во мне».
Но главное открытие – уникальность каждой встречи. Невозможно провести две одинаковые медиации: каждый раз приходили новые люди, приносили свои мысли и смыслы, вовлекались в обсуждение и меняли ход разговора.
Медиаторы не хотят останавливаться и готовы продолжать работу в этом формате в других городах. А Российский этнографический музей запустил сезон медиаций с марта по апрель 2025 г. — https://ethnomuseum.ru/events1/programs/sezon-mediacij/.
Остался вопрос не «будет ли медиация в музее», а «какой она будет дальше?»
______
Напомним, что Школа музейной медиации «ЧЕЛОВЕК ДВИЖУЩИЙСЯ / HOMO MOTABILIS» начала работать в октябре 2024 г. 254 человека стали слушателями открытых онлайн-лекций школы, 84 — слушателями полного курса лекций и тренингов (по результатам послелекционного отобра в формате блиц-тестов). 47 человек смогли продолжить обучение в очном режиме, 19 из них успешно прошли тестирование и были допущены до экзамена. 13 медиаторов разработали собственные маршруты и работали на выставке «Культура движения» (декабрь 2024 – февраль 2025).
Ассоциация менеджеров культуры – разработчик и оператор Программы медиаций выставки «Культура движения».