Актуальное средневековье: Школа-лаборатория и открытая конференция

Современные мировые экономические, политические и культурные процессы в их «регрессивных» аспектах часто сравнивают с эпохой Средневековья. К его раннему периоду, часто называемому «темными веками», апеллируют в поисках метафор для описания новейших угроз, от организованного терроризма, до пандемии. Насколько справедливы эти сравнения? Как изменялись (и изменяются) наши представления о бытовом укладе, связях, иерархиях, культуре и сознании людей в государствах, обществах и сообществах между Античностью и Ренессансом? Как и чем отличить инерции и традиции Средневековья в Новой и Новейшей истории от тенденций и характеристик «средневековья XXI века»? Можно ли за признаками «современного средневековья» предположить наступление «нового ренессанса», на каких основаниях?

ПРОГРАММА

ДЕНЬ 1

7 декабря, понедельник

Тренд – медиевизация

Ссылка на трансляцию

https://youtu.be/g1m3tXNf7Vo

16:00–16:15 

 

Открытие школы-лаборатории

 

Приветственное слово
Борис Салтыков, патрон ОРФ, Президент Политехнического музея


Алла Сергиевская, Глава Представительства ОРФ в России


Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (Москва), соавтор Блога злобного культуролога, исследователь цифровой среды

16:15–18:00

Дискуссия «Современное средневековье: наследие? опыт? волна?»


Константин Богданов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Профессор НИУ ВШЭ (СПб)

 

Олег Воскобойников, доктор исторических наук, Старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований, Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ


Светлана Яцык, кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований, главный редактор Vox medii aevi, соосновательница Гуманитарного бюро и приглашенный исследователь Национальной школы хартий, 

а также слушатели школы

 

Модератор – Оксана Мороз

18:00–19:00

Олег Воскобойников

Лекция «Осень Средневековья и рождение портрета»

 

Индивидуальный портрет резонно считается одним из важнейших изобретений Ренессанса XV века, проявлением возникшего тогда же новоевропейского индивидуализма. Попробуем посмотреть на эту непреложную истину не из нашего прекрасного сегодня (когда портретов, за ненадобностью, почти не пишут), а из Средневековья, осень которого по времени совпала с расцветом того самого Ренессанса. Возможно, что в такой перспективе мы откроем и в себе самих новые черты лица?

ДЕНЬ 2

8 декабря, вторник

Процесс – консервация

Ссылка на трансляцию

https://youtu.be/EUsM9ApfiIs

17:00–18:00

Светлана Яцык

Лекция «Правила символической коммуникации: политический ритуал как воплощение власти»

 

Символическая коммуникация – важнейший инструмент для создания политической идентичности и легитимизации власти. Политический церемониал позволяет выстроить отношения как между властью и подданными, так и между разными политическими институтами. 

Не претендуя на сколько-то достоверную реконструкцию того, как *на самом деле* разворачивались ритуалы, описанные средневековыми историографами, мы постараемся обнаружить и описать общие паттерны, превращающие придворный церемониал в универсальное средство политической коммуникации

18:00–19:00

Станислав Кабаев, аспирант Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Лекция «Средневековая экономика: что это?»

 

Средние века – эпоха многоукладной экономики, время сосуществования и соперничества многочисленных способов хозяйствования. Именно в Средние века зарождается доминирующая ныне в мировом масштабе экономическая система производства и распределения – капитализм

ДЕНЬ 3

9 декабря, среда

Вектор – расширение

Ссылка на трансляцию

https://youtu.be/BbDUAnxmkcU 

17:00–18:00

Константин Богданов

Лекция «Бахтин и Рабле: режим карнавала»

 

В лекции речь пойдет о концепции карнавала, развитой в широкой известной книге Михаила Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1940, 1-ая публикация - 1965). Бахтин не был специалистом по Средневековью, но его книга стала интеллектуальным бестселлером, придавшем размышлениям о прошлом историко-культурную и идеологическую новизну. Почему? Что заставляло ее читателей видеть в ней не только научное исследование (вызывавшее – и продолжающее вызывать – серьезную критику историков и филологов), но также декларацию индивидуальной и коллективной свободы в условиях многоразличных форм социального контроля и внешнего принуждения? Как прочитывается эта книга сегодня? Что в воображаемом Средневековье Бахтина остается по-прежнему актуальным?

18:00–19:00

Галина Юзефович, литературный критик, обозреватель «Медузы» и преподаватель НИУ ВШЭ 

Лекция «Рецепция Средневековой культуры в современной литературе» 

 

Начиная с романов англичанки Эллис Питерс, еще в 1970-е годы избравшей местом действия своих детективных романов средневековый монастырь, и вплоть до наших дней литература новейшей эпохи активно эксплуатирует средневековый материал. Сеттинг, методы конструирования текста, сюжеты, аллюзии – даже в рамках условно реалистической литературы методы использования средневековых элементов весьма многочисленны и разнообразны. «Мрачное средневековье», «гротескное средневековье», «живописное средневековье», «условное средневековье» - о том, как современная словесность работает со средневековым наследием, какие задачи перед собой ставит и какими мотивами руководствуется.

19:00–20:00

Оксана Мороз

Лекция «Странное фэнтезийное средневековье: кейсы сериальной культуры»

 

Современная популярная культура активно работает с сериалами как своего рода метанарративом – все объясняющим, все проблематизирующим. Средневековье в сериалах занимает особое место – это уже не хронотоп, но еще и не окончательно стершаяся метафора. Какую роль исполняет Средневековье в современных сериальных продуктах и зачем к нему апеллируют даже тогда, когда целью повествования оказывается конструирование воображаемого, фэнтезийного мира?