Фестиваль путешествий “Музейный ретрит”
«Музейный ретрит» - первый фестиваль музейных путешествий в России, который объединил музейное сообщество региона, привлек внимание к теме нового культурного ландшафта и частной инициативы в работе с наследием в России и в международном пространстве.
Инициатор и организатор проекта - Ассоциация менеджеров культуры.
При поддержке Правительства Ярославской области.
Проект – победитель конкурса Фонда Президентских грантов (2018-2019).
О проекте
Впервые в российской практике разработана большая фестивальная программа, объединяющая максимум возможностей для самостоятельного, неформального знакомства с регионом.
Фестиваль объединил 50 частных и 6 государственных музеев на 14 территориях Ярославской области, представил более 70 оригинальных музейных программ и 17 нестандартных авторских прогулочных маршрутов с местными проводниками для особого, более глубокого погружения в местную культуру и знакомства с местом.
Миссия и задачи проекта:
- проявить феномен частных музеев и роль частной инициативы в деле сохранения наследия и обогащения местной культурной среды, способствовать их равноправному участию в жизни профессионального музейного сообщества и стратегиях культурного развития территорий;
- переосмыслить и усилить ценность локального наследия через личные истории и эксклюзивный опыт музейных переживаний;
- поместить частные музеи в более широкий культурный и профессиональный контексты, создавая возможности для новых партнерств, профессионального роста и качественного развития.
Пилотный регион реализации проекта – Ярославская область, пионер постсоветского частного музейного строительства.
Сейчас в регионе насчитывается уже 90 частных музеев (в это число не включены ведомственные и другие негосударственные, например, муниципальные, музеи).
Философия фестиваля:
- сойти с привычных рельсов;
- собрать маршрут на свой вкус;
- путешествовать в своем ритме;
- замечать неочевидное;
- гулять и общаться с местными жителями.
Вместо традиционных экскурсий, нестандартные форматы: Маршрут-исследование; НиРазуНеЭкскурсия; Спецдопуск на производство; Практикум для продвинутых; Ночной разговор; Прогулка с лошадьми и др.
Особенность Фестиваля: авторский подход, личное высказывание, доверительная интонация, частные детали и истории. Сориентироваться в фестивальной программе помогал конструктор путешествий на сайте фестиваля museumfest.ru. Здесь путешественник мог составить собственный маршрут по музейным событиям с помощью фильтров и тэгов или собрать свою подборку музеев для простого знакомства с ними, а затем получить результат в виде ссылки. А скачав Фестивальный пасс, получить скидки и бонусы в музеях-участниках и отелях-партнерах фестиваля.
Цифры и факты:
60 % частных музеев региона впервые появились на Яндекс картах
25 000 аудитория сформированных информационных каналов проекта
1 350 000 - общий охват аудитории в социальных сетях
3,5 млн. человек - общий информационный охват
200 публикаций в печатных и интернет изданиях федерального и регионального уровня
Продукты фестиваля:
- Новая Музейная карта региона
- 6 Яндекс.Гидов по частным музеям,
- всесезонный онлайн-конструктор для составления индивидуального маршрута,
- система рекомендаций и экспертных оценок объектов
Первые результаты проекта - в регионе появилось сообщество частных и государственных музеев, партнерские проекты и сетевые кооперации, новая музейная карта региона, обновление музейного предложения для индивидуальных посетителей (более 70 новых программ).
Партнеры Фестиваля
Департамент туризма и Департамент культуры Правительства Ярославской области,
Фонд президентских грантов,
Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка),
ИКОМ – Россия,
Национальная ассоциация информационно-туристских организаций,
Объединение институтов культуры стран Евросоюза (EUNIC).
Страницы Фестиваля в социальных сетях
Фотогалерея