Сегодня российские музеи «выталкиваются» на рынок силами разных обстоятельств.
Но как войти в него цивилизованно, принеся пользу и обществу, и самим музеям?
Каждая музейная коллекция уникальна. И каждый посетитель получает разное впечатление от посещения музея. Музейный магазин и сувенир позволяет продлить это впечатление, в буквальном смысле «забрать его с собой». Но при этом посетитель имеет только тот выбор, те возможности, которые предоставил ему музейный магазин. Продажа сувенирной продукции — один из трех компонентов музейного маркетинга, наряду с комплектованием экспозиции и выпуском информационной продукции, рассказывающей о музее.
Музейный магазин — своеобразное зеркало, которое отражает идеи, стремления и планы музея в рыночной среде, интерпретирует его цели и задачи языком уже не музейного экспоната, но музейного сувенира.
Музейный магазин — это инструмент коммуникации с потребителями музейных услуг, а также инструмент получения дополнительных доходов. Таким образом, для производителя и продавца сувенир — это, во-первых, способ заработать деньги, и, во-вторых, средство репрезентации и рекламы бренда. Музей продает музейный бренд.
Основное отличие музея XXI века — подвижный и интерактивный характер взаимодействия с посетителем. Функция сохранения ценностей прошлого и функция просвещения публики попрежнему очень важны, но сегодняшнего человека не вполне удовлетворяет «приобщение» к музейным объектам путем пассивного созерцания. Он заинтересован в более активных и индиви - дуализированных формах взаимодействия с наследием, когда на место «культурного потребле - ния» приходит соучастие и сотворчество.
Музеи традиционного типа: исторические, художественные, краеведческие, мемориальные и другие — уже давно используют свое пространство не только для экспонирования музейных объектов, но и как место, где происходят актуальные культурные события: выставки, фестивали, конференции, лекции, концерты, презентации и т. д. Все это тоже уже можно считать традицион - ными формами музейной работы. Но в последнее время наметилась тенденция динамизировать и самую консервативную часть деятельности музеев — экспозиционную. Эту задачу музейного менеджмента можно обобщить в вопросе: как превратить статичный экспонат в событие? Как превратить то, что мало подвержено изменению, в постоянно меняющийся калейдоскоп удиви - тельных вещей? Представляется, что в основе тут лежит изменение в целом музейной политики и менеджмента.
Политика создания музейных магазинов, изготовления и продажи сувениров — один из очевидных способов продвижения музейных коллекций, привлечения к ним широкого интереса.
Публикуем статью Георгия Никича-Криличевского, искусствоведа, члена Правления Ассоциации искусствоведов (АИС), члена совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры, преподавателя факультета Управления социокультурными проектами МВШСЭН (Шанинка), "Хороший музейный магазин вряд ли может появиться в плохом музее"