Дизайн как средство коммуникации в современном музее//Музей №6, 2011

Проект Музейный сувенир/Museum Token, запущенный Ассоциацией менеджеров культуры осенью 2010 года, продолжает развиваться. В апреле 2011 года произошло сразу несколько знаковых событий, одно из которых – представление проекта в ЦДХ на выставке рекламной индустрии «Дизайн и реклама 2011».

Полгода реализации проекта подтвердили особое значение дизайна как средства музейной коммуникации. Именно поэтому по инициативе АМК на выставке была организована лекция креативного директора лучшего дизайнерского агентства Европы Ханса Вольберса[1], посвященная дизайну как средству коммуникации в современном музее.

Автором концепции проведения творческого конкурса для дизайнеров и художников «Новый музейный сувенир» стал известный художник Александр Шабуров. В своей работе он исходит из уникальной специфики каждого музея. Они – зримое воплощение отечественной исторической мифологии. Однако без соответствия новым визуальным тенденциям не обойтись. Помочь музеям смогут художники и дизайнеры. Обновленная эстетика музея должна задавать и новое содержание. А существующая историческая мифология – предлагать набор героев и достопримечательностей, с которыми предстоит работать художниками.

Образы исторических мифов отечественных музеев в рамках конкурса объединены в три сувенирных линии: «Русские истории», «Русский космос» и «Русские победы». Представителям творческих профессий предлагается определить в музее самую важную информацию и выразить её самым лёгким с точки зрения восприятия способом. А затем спроектировать цепочку сувениров, где господствующую роль будет занимать символика каждого конкретного музея, а также общероссийские и региональные образы.

Сам Александр Шабуров определяет условия развития нового музейного сувенира следующим образом:

Для появления музейных сувениров необходимо, чтобы появилось энное количество людей, интересующееся историей своего города или страны, посещающее музеи и способное потратить деньги на эти сувениры.

То же самое с дизайнерами. Дизайнер – сервильная, обслуживающая профессия. Как официант или повар. Есть заказ – он делает, нет заказа – не делает. Дизайнеру нужен конкретный заказчик, а если чуть дистанцироваться – то сформировавшийся в обществе и государстве социальный заказ.

Ведь что такое музей? Институция, отвечающая за хранение и интерпретацию  исторического наследия. Воплощенное в зримых формах отношение общества к своей истории. Поэтому необходима выработка спокойного, уважительного и даже ироничного отношения к собственной истории без кликушества и помрачений рассудка.

Куратор проекта Museum token Инна Прилежаева:

Время, которое человек затрачивает на поиск и обработку информации постоянно сокращается. Это не может не отражаться и на работе современного музея. Чтобы удержать своих посетителей, музеи используют маркетинговые приемы и для повышения своей узнаваемости, и для представления музейной коллекции. Чем удачнее представлена «презентационная часть», тем тем больше времени проводит посетитель в музее.

Дизайн выполняет функцию «упаковки» смыслов, представленных музеем в рамках своей коллекции. Дизайнеры как профессионалы, обладающие собственным творческим методом и навыками художественно-технического проектирования, в процессе работы с музеем и музейной коллекцией выявляют новые, дополнительные образы, подчас неочевидные для музейных специалистов.

Научный руководитель Museum Token Георгий Никич-Криличевский:

Проект «Музейный сувенир» оказалось важным представить именно на выставке "Дизайн и реклама" не только потому, что сувенир так или иначе – дизайнерский продукт. Важнее очевидная связанность звеньев цепи: музейный сувенир – музейный магазин – музей – посетители. Каждое из этих "звеньев" имеет множество смыслов и форм, и каждое проектируемо, организуемо, ожидаемо, желаемо теми, кто в той или иной роли включился в круговорот "обмена-памяти-развития"...

Важно понять, насколько тесно могут сотрудничать комплекс музейных практик и современный дизайн. В данном случае европейский опыт хорош выверенностью технологий и многообразием образцов качественной реализации идей. Другой, по сравнению и с музейным, и с отечественным способ мышления позволяет точнее сформулировать свои интересы и, одновременно, может раздвинуть «горизонты открытости».

Обычная для традиционных культурных институтов уверенность в том, что «мы сами знаем, что и как делать» постепенно изменяется, когда становится очевидно, что дизайнеры музею необходимы, а голландский дизайнер Ханс Вольберс может "сочинять" целый музей практически без участия музейщиков...Поэтому выставка – точная по смыслу площадка, на которой музеям была представлена перспектива, связанная с возможностями, а дизайнеры – ощутили новую сферу интереса и доверие и к себе.


[1] Ханс Вольберс (Hans Wolbers) – креативный директор Голландского Агентства «Lava», в 2010 году признанного лучшим в Европе по версии European Design Awards. Агентство имеет богатый опыт работы с музеями, поэтому Ханс приглашен в проект АМК «Museum token» в качестве европейского эксперта. В 2009 году Агентство начало работу над новым брендом для Голландского музея Национальной Истории, а в 2008 году занималось созданием идентичности для Музея коммуникаций в Гааге. Ханс Вольберс также работал над концепцией для музея Голландского Красного Креста.