Культурные ресурсы Ярославской области на благо территории: примеры и технологии.

Завершилась стажировка для победителей номинации «Регион+» конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл».

С 1 по 5 августа в Ярославле и области прошла образовательно-исследовательская стажировка «Место культуры в брендинге и маркетинге локальных территорий» для победителей номинации «Регион+» конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл», реализуемого Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, состоялась. В рамках которой участникам был предъявлен опыт таких территорий, как Ярославль, Ростов Великий, Углич, Мышкин, Мартыново. Оператор программы стажировки - Ассоциация менеджеров культуры (АМК)

Высадка «культурного десанта» состоялась 1 августа в городе Углич. Участники стажировки исследовали туристический потенциал и структурировали культурные ресурсы города. Прошлись по Угличскому историко-архитектурному и художественному музеям, что позволило сформировать представление об исторически сложившемся бренде города. Познакомились с музеем городского быта XIX века, формирующего образ города, как русского провинциального города. Обзор практик по проведению новых событийных мероприятий Углича завершился встречей с командой, работающей с брендом Углического района и реализующей серию успешных проектов: Юлией Вороновой – директором туристического информационного центра  «Углич» и Еленой Каневой–директором Ассоциации малых туристских городов. 

Далее маршрут стажировки лежал через старинную деревню Мартыново. Ключевым фактором развития территории является интерпретация этнографического наследия и развития этно-туризма. Сегодня это пример исключительный с точки зрения того, что у малого поселения сложилась собственная стратегия. На сегодняшний день к ней начинают подключаться и производители сельскохозяйственной продукции деревни. Рассказ об опыте создания и развития «Этнографического музея кацкарей» состоялся от первого лица - Сергея Темнякина, главного хранителя музея и исполняющего обязанности директора.

Нельзя было пройти, в рамках заявленной темы, мимо города Мышкина, который вошел во все учебники по бренду места. Но как  показывает опыт других территорий, сложившийся бренд всегда требует ребрендинга. В Мышкине участники провели полевое исследование на тему развития альтернативного бренда «Город Мышкин – без мыши», итоги которого обсуждались на встрече с администрацией Мышкинского муниципального района. Для участников было важно общение с главой района Ольгой Минаевой, директором "Мышкинского центра туризма» Светланой Чистяковой, исполнительным директором "Мышкинского народного музея" Любовью Гречухиной и основателем этого музея, Владимиром Гречухиным, который поведал историю о том, как начиналась слава города Мышкина, как города мыши.

На четвертый день стажировки участников ждал Ярославль.Реалии и перспективы создания бренда Ярославской области обсудили на встрече с директором департамента туризма Ярославской области Юлией Рыбаковой, которая поделилась амбициозными задачами, поставленными перед департаментом туризма: к2025 году дорастить общий турпоток до 8 миллионов человек. На встрече были затронуты общие вопросы технологий формирования бренда территории. «Классический бренд, - по мнению директора департамента, - обязан работать с несколькими адресатами: помимо туристов, он должен быть направлен на местных жителей, на инвесторов, на органы власти, на культурные институты, то есть учитывать потребности пяти базовых целевых аудиторий». Что касается региональной ситуации в Ярославской области, Юлия Рыбакова сказала следующее: «У нас много брендов, начиная с событийных, заканчивая локальными, но все они пока не упакованы в единую историю. Сейчас переходный этап. Начинают создаваться события нового формата, например гастрономический фестиваль "Пир на волге", в Угличе идет процесс переоформления города под новый бренд «Углече Поле», есть ещё многообещающий фестиваль  воздухоплавания, идет пересборка ярославской всероссийской масленицы». Кроме того, сегодня Ярославль пытается сформировать ещё одну туристическую зону, которая находится в промышленном, ранее криминальном районе, но сегодня меняет свой образ из-за деятельности нового культурно-общественного центра «Textil».

Опыт культурного центра «Teztil» поразил участников стажировки своей перспективой и масштабом идеи. Юлия Кривцова, куратор Регионального агентства творческих инициатив LIFT-проект и творческой площадки «Текстиль» поведала секреты успеха работы своей команды на периферийной территории города с привлечением местных сообществ и международных партнеров.

Завершилась программа 5 августа в Ростове, где участникам был предъявлен опыт развития локальных промыслов – «ростовской финифти».

По словам Екатерины Гандрабуры, ведущей стажировки, члена Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры программа была ориентирована на знакомство с различными практиками и  развитие экспертных компетенций у участников. «Мне кажется, что наши города, особенно малые города и сельские территории, нуждаются в специалистах в области маркетинга места как никогда. Надеюсь, те люди, которые эту неделю провели с нами, сохранят интерес к теме и продолжат свое профессиональное развитие».

В стажировке приняли участие 10 специалистов из 9 российских регионов: Рязанской, Московской, Свердловской, Саратовской, Нижегородской областей, а также из Республик Карелия, Бурятия, Удмуртия и Пермского края.